Танкер Jaguar "по-кошачьи" красиво, но не без поддержки российского истребителя, ушёл в Финском заливе от эстонской военщины. На борту судна находились главным образом индийцы, но был и петербуржец.

В четвёртом часу ночи 15 мая нефтетанкер Jaguar встал на якорную стоянку №6А у порта Приморск в Ленинградской области. Судно не без приключений дошло до российского берега. Они уже стали достоянием соцсетей. Видео зафиксировало, как представитель торгового флота уходит от представителей эстонского ВМФ и авиации НАТО.

На кадрах, сделанных из рулевой рубки, видны патрульный катер, который грозно маневрирует перед носом танкера, в небе — десантный вертолёт и истребитель. Слышна русская речь. "Встречают с вертолётами, требуют бросить якорь", - говорит голос за кадром. "Следуйте моим инструкциям", - в приказном порядке хрипит на ломаном английском радиоволна.

телеграм-канал Maritime News

Команда танкера Jaguar проигнорирует радиодирективы, отмечая, что судно находится в международных водах Финского залива и не нарушало границ исключительной экономической зоны Эстонии. Активность эстонского ВМФ прекратилась, когда в небе появился российский Су-35С. Он был отправлен в район активного торгового судоходства для оценки ситуации.

реконструкция маршрута танкера Jaguar в порт Приморск, сайт marinetraffic

Русская речь на кадрах с ходового мостика объяснима. В команде Jaguar несколько граждан России. По информации 47news, на танкере капитанит гражданин Индии Абхинав Камал. Перед подходом к Приморску он проинформировал российские власти, что его команда — это 21 человек, все здоровы. Во время пересменки в египетском Суэце на борт поднялись 11 человек: одиннадцать граждан Индии и двое россиян. Можно предположить, что медико-санитарную декларацию индийский капитан заполнил не совсем корректно. Но в документе есть две славянские фамилии: Дмитрий Лапин и Николай Бугрым.

В Николае Бугрыме можно идентифицировать 50-летнего судового механика из Петербурга. На момент подготовки материала его телефон не отвечал.

photo_2025-05-15_13-50-23.jpg

Медико-санитарная декларация танкера Jaguar 14 мая 2025

Западная пресса называет Jaguar представителем так называемого "теневого флота" России. Традиционно под это определение попадают все танкеры, идущие за нефтью и нефтепродуктами на российские терминалы, хотя существуют отдельные санкционные европейские, британские и американские списки судов-изгоев, с которыми запрещено иметь дело морским бизнес-структурам, в частности страховым компаниям.

Действительно, по документам танкер Jaguar не имеет к Российской Федерации прямого отношения. По информации 47news, в Приморск судно отправлял оператор из Индии в лице компании Bisu Marine & Shipping из пригорода Мумбая. При этом непосредственным владельцем танкера является Sapang Shipping Incorporated с Маврикия. Jaguar работает под флагом Габона. Судовой реестр этой небольшой африканской страны существенно вырос за последний год-полтора. 

photo_2025-05-15_13-50-51.jpg

Сертификат о праве плавания танкера  Jaguar под флагом Габона

Jaguar — танкер не молодой, но, что называется, на ходу. Судно спустили на воду в 2005 году в Китае на "Шанхайском судостроительном". За два десятка лет Jaguar сменил с десяток флагов и пять имён.

А вот страховые риски, судя по африканской габонской документации, взяла на себя компания "Баланс Страхование" из Москвы. Во всяком случае именно это название можно встретить в "Свидетельстве о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью".

photo_2025-05-15_13-51-16.jpg

Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью танкера  Jaguar 

За последние два года Jaguar почти десять раз заходил в порты Ленинградской области — как в Приморск, так и в Усть-Лугу. На этот раз его ждут у причала ООО "Приморский торговый порт" (входит в структуру группы НМТП, которая подконтрольна Транснефти). В конце февраля 2024 года Приморск сам угодил под европейские санкции.

Согласно базе Европейского агентства морской безопасности (EMSA), занимающегося предотвращением морских аварий, история танкера насчитывает 42 инспекции. Последняя расширенная проверка на судне проводилась в июле 2024 года в порту Ла-Скира в Тунисе. Было выявлено пять нарушений. Это не мало. У инспекторов были вопросы к сигнализации, пожарной безопасности, к радиосвязи, к состоянию машинного отделения.

Александр Калинин, 47news

Это вторая попытка задержания в Финском заливе Эстонией танкера, шедшего под погрузку в порт Ленинградской области. Так, 11 апреля был остановлен танкер Kiwala под флагом Джибути для проверки документов и уточнения юридического статуса. Как и Jaguar судно Kiwala называли частью "тёмного флота", подразумевая, что оно работает на российский топливно-энергетический комплекс. Эстонская сторона проверяла танкер две недели  и выявила 40 нарушений, которые, главным образом,  касались документации. Только 29 апреля Kiwala смог добраться до Усть-Луги.