Девушка мало что понимала в ИИ и решила помочь больным, а сегодня она с "оно" снимает уже фильмы. 47news показывает, как выглядит это сотрудничество.

Нейросети захватили не только интернет-пространство, но уже залезли в сферу визуального искусства. 47news обсудил технологию с медиахудожницей и социальным работником в НКО "Метелица" Аленой Бражниковой-Агаджиковой. Искусственный интеллект стал для нее инструментом для создания короткометражных фильмов.

1.jpg Алена Бражникова-Агаджикова

- Что привело вас к работе с нейросетями?

- Я работаю в НКО "Метелица", мы помогаем людям со спинномозговыми травмами. И как-то мы решили отправиться на курс по созданию фото в нейросетях. У меня был интерес к теме, но я мало что в этом понимала.

Начав работать с Midjourney, я поняла, что это безграничное поле возможностей для художественной работы. Первое, что я пыталась создать – условный портрет моей крестной, ее нет в живых, поэтому я сразу почувствовала, что это будто волшебная палочка. Это, кстати, очень частая история для людей, которые только начали работать в визуальных нейросетях. Они хотят "оживить" фото умерших близких и успешно делают это с помощью разных видеогенераторов (Kling, Minimax, Runway и другие).

Специализация нашего НКО затрудняет поиск фото для соцсетей в фотобанках. Там вы не найдете изображение женщины на инвалидной коляске с маленьким ребенком на руках или иллюстрацию с полярным медведем, который обнимает девочку на инвалидной коляске (полярный медведь – наш символ). А вот с помощью ИИ можно создать абсолютно любой сюжет. Ограничения есть, конечно. Они касаются запретных для ИИ тем, типа крови, обнажения.

проект "Жуткое очарование Америки"/ Алена Бражникова-Агаджикова

Феномен "цифровой некромантии" был рассмотрен в искусстве еще 12 лет назад в серии "Я скоро вернусь" научно-фантастического сериала "Черное зеркало". Героиня эпизода использует искусственный интеллект для того, чтобы воскресить разум своего погибшего в автокатастрофе мужа. Сначала она общается с ним онлайн, а потом переносит в настоящее синтетическое тело, полностью совпадающее с внешностью ее супруга. Подобные технологии используются и в реальной жизни – например, для оживления умерших артистов. Посмертные концерты с использованием голограмм "провели" исполнители Майкл Джексон, Уитни Хьюстон, Рой Орбисон и другие.

- Какие проекты сейчас в работе?

- Прямо сейчас я доделываю свой проект о детских воспоминаниях, о воображаемой Туркмении. Мой дедушка – туркмен, и когда я была маленькая, слышала от него много рассказов про то, какая там красивая пустыня, какие там водятся животные. И вот мы, сидя в московской хрущевке, болтали об этом, и я представляла, как когда-нибудь покатаюсь на верблюде или поймаю сухопутную среднеазиатскую черепаху.

Беда в том, что Туркменистан – закрытая страна, по закрытости она может соревноваться с Северной Кореей, и просто так туда не попасть. Поэтому мой проект – это своего рода сублимация. В чем-то критика того авторитарного строя, который в этой стране. Но в основном, это проживание тех самых детских фантазий.

проект, посвященный Туркменистану, - "Сон Тушканчика"/ Алена Бражникова-Агаджикова

- Вы до сих пор обучаетесь генерации изображений? Сколько это в целом уже заняло времени?

- Я училась нон-стоп почти три месяца. Сначала – создавать фото в Midjourney, затем – создавать видео с помощью нейросетей. Главная сложность в том, на каком этапе сейчас находятся нейросети. Если мы берем визуал, то камень преткновения – конечности (руки), ИИ все никак не может создавать их сразу, приходится тратить много времени, чтобы добиться нормального результата. Для создания видео я сначала генерирую фото, потом оживляю их. Есть сложности с оживлением большого количества людей (от трех), потому что генератор не всегда справляется с ними. Тоже "плывут" конечности, или, к примеру, если надо чтоб люди шли – они могут идти строем, нога в ногу, это неестественно.

Но нейросети развиваются очень быстро, каждый месяц выходят обновления. И в скором времени, думаю, этот вопрос будет решен.

Сейчас для генерации видео и картинок существуют различные программы под разные запросы пользователей. Создавать ролики и изображения можно в русскоязычных нейросетях Kandinsky и Шедеврум. Для англоязычных промтов подойдет Gen-2, в котором также можно генерировать аудио. Под влиянием ученых и экс-сотрудников Google был разработан сервис Genmo, отличающийся высоким качеством видеоряда. Последние два предлагают возможность ограниченных бесплатных промтов, дальше можно пользоваться по подписке. Нейросеть Scribble Diffusion опирается не на слова, а на эскизы автора, а он предоставит свою обработанную вариацию.

- Расскажите про опыт общения с заказчиками в коммерческих проектах. Бывало ли такое, что не верили, что это нейросети?

- Обычно ко мне приходят люди, которые уже знают, что хотят работу, созданную ИИ. Проблема тут другая: люди думают, что нейросети всесильны. Что, например, можно сделать картинку точь-в-точь, как на их референсах. Но это невозможно: тот же Midjourney может только отталкиваться от картинки по стилю или наполнению, но никогда не продублирует ее.

Или им кажется, что с помощью одной строчки "хочу, чтобы девушка летала на параплане, звезды падали с неба, а впереди виднелся красивый закат" нейросети выдадут именно то, что они представляют в голове.

Наверное, основное – это непонимание людей, что нейросетями управляет человек. То есть я. Что моя работа – это творческий продукт, я выбираю изображения, я прописываю все параметры – а в визуальных ИИ это самое главное, это называется "промпт", то есть запрос. Он может достигать двух абзацев. Искусственный интеллект думает совсем иначе, нежели человек.

- Использование искусственного интеллекта в искусстве сейчас вызывает большие споры. Что вы думаете про аргумент с "неэтичностью" из-за авторских прав?

- Нейросеть учится на триллионах изображений в сети, а человек вдохновляется окружающим миром и чужими произведениями искусства. В силу своих человеческих возможностей он не может впитать триллионы изображений за раз. Но суть та же.

По поводу авторских прав сейчас в мире ведутся дискуссии. В России никаких дел по авторскому праву с ИИ, насколько я знаю, не было. Какие-то были в США. Пока что не существует утвержденного списка, что должно быть в произведении, созданном в ИИ, чтобы оно считалось авторским. Но есть мнения юристов.

Поскольку ИИ не является человеком, подать в суд он не может, здесь все ясно. Если вы создаете произведение в ИИ, в котором фигурирует ваша идея (прописанная в промпте в том же Midjourney), и вы можете подтвердить это скриншотом, то эта работа как бы ваша. Если в качестве фотозапроса вы вставляете собственную работу – то тут у вас прав еще больше.

Главная загвоздка в том, что вашу работу может взять другой человек, и назваться ее автором. Что тут делать и как доказывать в суде свое авторство – пока не устоялось. Специалисты рекомендуют закреплять за собой подтверждение вашего авторства с помощью "депонирования". Процедура электронного депонирования представляет собой прием и хранение файла объекта интеллектуальной собственности в зашифрованном виде в защищенной ячейке. Есть специальные сайты для этого. Можно официально зарегистрировать авторские права. Подтверждением будут скриншоты с сайта-генератора, где виден процесс создания работы.

проект "Сны Аделаиды"/ Алена Бражникова-Агаджикова

- Не испытываете ли вы какого-то пренебрежения от коллег по цеху, "традиционных" фотографов?

- Сейчас мои знакомые фотографы и художники поделились на два лагеря. В первом те, кто с большим энтузиазмом относится к ИИ и использует его в своей работе в любом виде – кто-то, как я, создает там целые фотосерии, кто-то берет оттуда изображения и работает с ними в коллажах. Есть второй лагерь – в нем люди, которые пророчат "смерть фотографии" из-за ИИ, считают, что нет такого понятия, как "ИИ-фотография", а еще говорят о том, что наступает эпоха массовой дезинформации из-за дипфейков и поддельных фото.

По поводу смерти фотографии – люди также рассуждали, когда в истории искусства появилось кино. Затем, когда уже пленочные фотоаппараты стали доступны всем. Мастера фотоискусства говорили, что это конец, теперь "настоящее искусство" будет никому не нужно. Все они ошибались. Что касается термина "ИИ-фотография" – да, возможно, это не очень корректно, так как никто не нажал на кнопку спуска. Но это же все равно на выходе фотография, верно? Ну и можно называть это "нейрография", пусть так.

По поводу эпохи дезинформации – действительно, сейчас очень многие люди не понимают, где реальность, а где ИИ. Но если кто-то изобрел замок, то кто-то изобретет и ключик. Звучит забавно, но уверена, что вскоре появится ИИ, который распознает, что фото или видео создано ИИ и является фейком.

- Много ли людей уже к этому примкнули?

- Семимильными шагами. Новые и новые ИИ выходят на рынок. Каждые несколько недель появляются новые функции у уже существующих генераторов, обновления. Много ли людей – не знаю, если судить по тому, что я вижу в тематических каналах, чатах по ИИ, в России не очень много. Я имею ввиду, именно фотографов и художников, работающих с ИИ.

Но сейчас я участвую в ряде международных кинофестивалей по ИИ, где мои фильмы вошли в финал (Austin International AI Film Festival, Seoul International AI Festival, Project Odyssea), и там я узнала, что на один фест подается по 1000-1500 заявок от ИИ-режиссеров. Это довольно много.

видео Алены Бражниковой-Агаджиковой

- Каким, на ваш взгляд, будет будущее нейросетей в искусстве?

- Нейросети станут таким же инструментом, как кисть для художников, фотоаппарат для фотографов или клавиатура компьютера для писателей. И хайп, и недовольство поутихнут, и люди привыкнут к ИИ.

Софья Новоселова,
47news

Работы Алены Бражниковой-Агаджиковой хранятся в архиве музея "Гараж". Еще одна работа в физическом виде есть в Русском музее. В разное время она участвовала в коллективных выставках на площадке "Пушкинская-10", "Доме Гоголя" и в Вятском художественном музее. В 2023 году вышел ее сборник "СТРАННЫЕ СТРАШНЫЕ ПЛОХИЕ ХОРОШИЕ стихи". Предисловие к книге написал художник Павел Пепперштейн.