Первый в истории мирового кинематографа фильм, где демонстрируется погружение реальной подлодки, вышел в нашей стране. Вопрос, как это было.
В кинотеатрах продолжается показ нового отечественного фильма "Северный полюс". Он - о походе первой советской атомной подводной лодки подо льдами Северного Ледовитого океана к Северному, как не трудно догадаться из названия, полюсу. На днях общие кассовые сборы превысили 100 млн рублей – говорят, для патриотического, основанного на реальных событиях кино, совсем неплохо.
Для Петербурга и Ленобласти фильм не чужой: часть съемок "Северного полюса" происходила в окрестностях Сестрорецка, где на берегу Финского залива возвели декорации дрейфующей полярной станции, а также атомной подводной лодки К-3. Той самой – первой в СССР и 3-й в мире атомной лодки, которая несколько лет назад встала на последний прикол в Кронштадте в качестве музейного экспоната в культурном кластере "Остров фортов".
Как в свое время признавался режиссер фильма Александр Котт, на Финском заливе "есть всё, что есть на Северном полюсе: снег, ветер невероятный". Возможно, так оно и есть, хотя по нынешней зиме не скажешь. Но если Арктику на Финском заливе снимали впервые, то киношные подводные лодки заплывали сюда и раньше. Больше того.
Мало кто знает, что первый в истории мирового кинематографа фильм, где демонстрируются погружение и проход реальной подлодки под водой, вышел на экраны в нашей стране. И что часть его, 40-летней давности, съемок, велась в Ленинграде, Кронштадте, а также в акватории и на островах Финского залива.
Сценарий будущего четырехсерийного телевизионного фильма "Секретный фарватер" был написан по мотивам одноименного романа Леонида Платова (1906-1979). Автор - человек в теме: в годы войны Платов служил военным корреспондентом журнала "Пограничник", газет "Красный черноморец" и "Красный флот" и уволился из состава ВМФ в марте 1946-го в звании майора.
Фильм снимала Одесская киностудия, руководство которой исключительно удачно подобрало режиссера. До того, как окончательно пересесть в режиссерское кресло, Вадим Костроменко 13 лет отработал на студии оператором, и для военной, а значит, технически сложной в плане съемок, картины его профессиональный опыт пришелся как нельзя кстати.
Примечательно, что весь военный реквизит, потребовавшийся создателям фильма (корабли, самолеты, орудия, подводные лодки) Минобороны СССР предоставило бесплатно. Нынешние режиссеры о подобной благотворительности могут лишь грезить, а тогда страна только-только с размахом отметила 40-летие Победы, и тема войны в кинематографе продолжала оставаться священной и приоритетной.
Действие фильма происходит на Балтике, во время Великой Отечественной войны (1944-1945), и вскоре после нее (1952). По сюжету командир торпедного катера Борис Шубин встречается с "летучим голландцем" - таинственной немецкой субмариной без опознавательных номеров. Охотясь за ней, Шубин узнает о секретном фарватере и о страшных тайнах Третьего рейха.
Советский и украинский режиссер Вадим Костроменко скончался 1 ноября 2017 года, в Одессе. Ист. фото - ugfilm.com.ua
Для съемок подводных эпизодов собирались использовать макет немецкой подлодки и бассейн, построенный на киностудии для комбинированных морских съемок. Бассейн наполняли так, чтобы вода переливалась через край, затем в бассейн запускали макеты кораблей и при помощи разных приспособлений приводили их в действие. Одновременно на заднем плане открывалась панорама на Черное море, благодаря чему создавалась иллюзия морской дали…. Макет немецкой субмарины был уже готов, но тут режиссер Костроменко случайно увидел настоящее погружение настоящей подводной лодки: "Когда подводная лодка погружается, возникает такой водоворот, такая потрясающая картина, что в бассейне создать подобный эффект просто невозможно". Так было принято решение снимать "вживую", с коей целью в Одесский порт пригнали боевую подлодку – роль немецкой субмарины исполнила дизель-электрическая подводная лодка ЧФ ВМФ СССР (проект 613; по классификации НАТО: "Whiskey" — "Виски").
Для организации съемок погружения и всплытия подлодки военные моряки выделили киношникам водолазный бот. Предполагалось, что оператор должен был располагаться в водолазном костюме на уходящем с борта бота под воду специальном жестком трапе. Узнав, как будет сниматься погружение его подводного корабля, командир подлодки наотрез отказался участвовать в съемках, заявив режиссеру: "В тюрьму сядем оба! Вы думаете, я по шоссе еду? Я же под водой буду плыть! Чуть-чуть не туда - и ваш оператор попадет мне под винты. И всё – сядем!" После этой эмоциональной речи командир увел лодку обратно на базу в Севастополь. Но Костроменко решил не сдаваться и помчался на прием к командующему ЧФ СССР адмиралу Михаилу Хронопуло. Тот, выслушав, согласился с аргументами подчиненного: "Я его понимаю. Тут нужен человек рисковый". И такой человек нашелся. Им оказался командир дизель-электрической подводной лодки С-296, капитан-лейтенант Африкан Африканович Попов. С ним удалось впервые в истории мирового кино снять реальные кадры погружения и всплытия подводной лодки.
Американский фильм «Охота за «Красным Октябрём» вышел в 1990 году. Ист. фото - shazam.com
А вот хваленые голливудские киношники, при всей своей технической изощренности, рискнули снять эти моменты в реале лишь несколько лет спустя. Из воспоминаний Вадима Костроменко: "Года через три американцы сняли очень неплохую картину про подводную лодку - "Охота за красным Октябрем". Мне удалось посмотреть ее. И даже услышать в рекламе этого фильма: "Впервые в мире кинематографисты Голливуда сняли под водой проход не макета, а настоящего боевого судна!"… Ладно, честь им и хвала. Умеют продавать свой товар…"
Все подводные сцены "Секретного фарватера" снимались в Крыму, в Балаклаве, где морская вода не такая мутная, как на Балтике. Но надводные сцены, острова, причалы, таинственные винеты – это уже наше: Кронштадт, Финский залив, острова Мощный и Гогланд. В фильме винетами назывались тайные, надежно замаскированные базы загадочной немецкой подводной лодки. Одна из них, находящаяся в Финском заливе, должна была быть взорвана засланным в СССР после войны секретным агентом. Слово винета означает мифический славянский город, предположительно располагавшийся на острове в низовьях Одера. Он же – потерянный город-призрак в немецком историческом фольклоре, своего рода "германская Атлантида", точное местонахождение которого по сей день не установлено.
Большинство батальных сцен в «Секретном фарватере» снималось на Финском заливе. Ист. фото – kino-teatr.ru
Телефильм "Секретный фарватер" вышел на экраны в 1986 году и сразу приобрел огромную популярность. Эту картину до настоящего времени регулярно показывают по различным телеканалам, и уже несколько поколений зрителей следят за приключениями командира советского торпедного катера Шубина, сумевшего обезвредить таинственную немецкую подлодку, а заодно и немецкого диверсанта-аквалангиста. Кстати, в роли диверсанта снялся уроженец Донецкой области, первый абсолютный чемпион Украины по карате-до (1979) Петр Шерекин. После запрета карате в СССР Шерекин прошел отбор в одесскую группу каскадеров, после чего исполнил трюки в двух десятках фильмов. В 1985 году УВД Донецкой области предложило каскадеру заняться подготовкой бойцов отряда спецназа и Шерекина командировали на стажировку в Москву. В спецназе он прослужил до 1992 года, став первым командиром Республиканского отряда специального назначения МВД УССР. Впоследствии был руководителем личной охраны первого президента Украины, в дальнейшем возглавил межрегиональную ассоциацию ветеранов спецназа.
«Диверсант» Петр Шерекин. Кадр из фильма. Ист. фото – kino-teatr.ru
Исполнивший в фильме главную роль актер Анатолий Котенев - ныне один из самых известных и узнаваемых актеров Белорусии. В прошлом году он в очередной раз напомнил о себе, сыграв президента Ельцина в сериале "ГДР". Что же касается дизель-электрической подводной лодки С-296, которой командовал бравый каплей Попов, здесь нельзя обойти вниманием и тот факт, что на роль киношного немецкого "летучего голландца" в "Секретном фарватере" некоторые современные энтузиасты ныне сватают другую советскую подлодку той же 613-й серии. А именно: лодку С-156 "Комсомолец Казахстана", ограждение боевой рубки которой в качестве оригинального памятника подводникам установлено в Кронштадте, на углу улиц Восстания и Флотской, в мае 2000 года. Но это уже о другом, как о Дне подводника 19 марта.