Историзм отечества выходит на подиум гатчинской "Школы дизайна". В программе – плащ с Александром Невским, штаны с лампасами и не только. Примеряйте.
Студенты "Высшей школы дизайна" Государственного Гатчинского университета подготовили коллекцию одежды, героями которой стали исторические коды России. Среди них Александр Невский, Михаил Шуйский, Василий Чапаев, Георгий Жуков и другие вровень. Модели в патриотических образах показали на подиуме 29 января.
47news поговорил с деканом факультета и руководителем проекта Еленой Бадмаевой, чтобы узнать подробнее о трендах в отечественной моде. Прежде всего - для молодежи.
предоставлено Еленой Бадмаевой
— Как вам удалось организовать дизайнерский проект в Гатчине?
— Я возглавляю школу дизайна в Гатчинском государственном университете, там мы два года назад стали главной организацией кластера искусства и креативной индустрии. Мы получили грант под названием "Профессионалитет", долго этим занимались. Как раз в День дизайна мы показали, как израсходовали средства — насколько грамотно, насколько полезно для общественности.
— Задается какая-то тема или выбираете сами?
— У нас огромный грант, который предполагает стратегическое развитие креативной индустрии Северо-Запада. Такая "космическая" история, когда мы создаем рабочие площадки для деятелей искусств, а они там смогут делать свои проекты. Темы всегда разные, но мы сами интуитивно угадываем определенные тренды. Коллекцию с великими полководцами от Александра Невского до XX века мы придумали полтора года назад, сейчас вот реализовали. Откроем ею Год защитника Отечества.
— Показ с полководцами – это, скорее, высказывание? Или предполагается, что люди действительно будут это носить?
— Задача дизайнера — всегда все сделать носибельным. Безусловно, есть идея, чтобы протянуть нить между Александром Невским и всеми остальными выдающимися полководцами до XX века. Это исследование человеческого феномена.
предоставлено Еленой Бадмаевой
— В итоге эта одежда будет выпускаться массово?
— Это будет наверняка разобрано на цитаты и применимо в массовом производстве. Именно из нашего проекта можно носить абсолютно все. Там есть брюки с лампасами, футболки. Даже перерождение плаща-палатки в полотно художника.
— Заметила, что у вас много женских моделей. А как могли бы выглядеть мужские? Сейчас, например, у других брендов вижу интерпретации косовороток или даже имперской теннисной формы.
— Если продолжаем говорить в контексте бренда, то для мужчин у нас есть брюки с лампасами и футболки. При этом и различные молодежные модели: всеми любимые худи и плащи, ветровки и так далее. Мы не работаем в авангардной моде, а выпускаем дизайнеров, которые дальше могут заниматься собственными брендами.
Российские марки одежды все чаще обращаются к русскому стилю. Например, бренд Levelsuit выпускает унисекс косоворотки. С ними предлагаются носить классические костюмы-тройки.
В ассортименте также есть гимнастерка и "православная" олимпийка. Тем временем "Неокрестьянский" бренд if u like предлагает девушкам кожаные лапти, кушаки и платья-косоворотки. Цены для современных крестьянок суровые: одни только лапти стоят 50 тысяч рублей.
— Насчет авангарда: ваши предшественники в НЭП выпускали одежду "нового советского человека". Насколько присутствует связь с дизайнерами того времени?
— Действительно, в советское время была попытка переодеть нового советского человека в парадигме изменений. Тогда это носило больше художественный контекст, у очень многих авторов отражены такие формы. Все это в итоге потерпело крушение. Наш дизайн отличает то, что инструментарий очень большой, плюс у нас есть понятие концепции. Не только то, что будут птички или звездочки на одежде — это самый верхний слой концептуального решения. Мы делаем проекты более значимые, более серьезные. Углубляемся в историю костюма.
Мода в 1920-е годы отражала культурные перемены в советском обществе. Тогда художники-конструктивисты искали возможность показать альтернативу буржуазному стилю. Первые советские дизайнеры размышляли над возможностью создать утопическую форму для нового пролетариата. Среди авторов были Варвара Степанова и Любовь Попова, которые переосмысляли крестьянский рабочий костюм в контексте авангардного искусства.
Впрочем, перенести идеи в жизнь было крайне трудно, поскольку они были сложны в производстве и плохо показывали себя в продаже.
— Какой подход в этом проекте?
— Мы объединяем разные исторические кусочки, которые будут вместе хорошо смотреться. Например, у нас есть Александр Невский, поэтому просто гимнастерку мы взять не можем. В нашей одежде будут видны влияния от позументов, эполет и до плащ-палаток и вещмешков.
— Коллекция, значит, больше военная?
— У нас нет военных моделей. У нас просто есть молодежная коллекция модной дизайнерской одежды, авторская и осмысленная. Она не сделана для магазина. Но в ней есть формы и решения, и принты, которые далее можно цитировать и сделать вполне продаваемыми для широкого употребления. Наша задача всех обаять, окунуть в эту форму.
предоставлено Еленой Бадмаевой
— Как все это будет дальше развиваться?
— На полках продаваться обязательно будет. У нас уже очередь за футболками ВКонтакте. У нас уже составлен график показов. Всем очень интересна, естественно, художественная и зрелищная основа. Плюс - это очень необычная тема на грани моды и искусства, о реализации которой многим хочется узнать.
— Какая у вас публика?
— Думаю, мода — самый сильный коммуникационный инструмент, поскольку он интересует абсолютно всех. Особенно если это не просто рекламная кампания какого-то бренда, а когда есть смысл и идеи. Это самая ценная часть в моде и дизайне.