В день полного освобождения Ленинграда 47news рассказывает редкую историю про фронтовика-ученого, чьи документы петербурженка нашла брошенными во дворе. Он мечтал: человек не будет думать о войне, о страданиях, о смерти.
Евгения три года хранит у себя документы совершенно не знакомого участника Великой Отечественной войны. На глаза они попались случайно.
"Как-то пошла выкидывать мусор и у контейнера на Наличной улице (Васильевский остров) заметила папку - пластиковый кейс. В ней набор документов. Возможно, кто-то делал ремонт и не знал, как этим распорядиться", - рассказала 47news Евгения.
Сейчас его точно нет в живых. Аркадий Топорец родился в последний день января 1904-го в селе Бутаково Качугского района Иркутской области (в 2010-х в нем - не больше 500 человек). Значит, Октябрьскую революцию застал 13-летним, а взрослел при окончательно укрепившейся советской власти. Великая Отечественная пришла к нему 37-летнему. Ровно за два года до нападения ученый совет Ленинградского госуниверситета утвердил ученого Аркадия Топорца кандидатом физико-математических наук. В мае 1939-го он успешно защитил диссертацию на мудреную тему - "Атомарное распределение серебра в кристаллической среде в связи с проблемой скрытого фотографического изображения".
В октябре 1941 года, через месяц после начала блокады Ленинграда, в военном комиссариате Калининского района его записали в 1685 отдельный саперный батальон. А при нем еще одно удостоверение - старшего научного сотрудника Института физики Академии наук Украинской ССР. Дома остались жена и 10-летний сын.
"Все знакомые уже в курсе. А я связывалась с российской Академией наук, но там отмахнулись: "А нам зачем?"", - продолжает собеседница 47news.
В годы войны наименования подразделений динамично менялись: прежние распускались, формировались новые. А военный округ был один и гигантский - Московский. По данным военных архивов, Аркадий Топорец кроме упомянутого батальона служил в отдельном учебном опытном отряде технических войск. Электронная картотека Минобороны хранит упоминание его звания лейтенанта, а удостоверение личности - запись о службе в 222-м инженерно-саперном батальоне. Если переносить на наши реалии СВО, просится, конечно, и позывной. Например, Физик.
К маю 1943-го Топорец - в должности старшего адъютанта, то есть помогал командирам. В 1944-м году инженерно-саперный батальон станет одной из боевых единиц 20-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады. Перед этим бойцы проведут Мгинскую наступательную операцию. Заявленной цели - разгрома фашистов под Кировском и реанимации железнодорожного сообщения с Ленинградом - добиться не удалось. Но вместе с успехами под Курском Ленинградский и Волховский фронты оказали важное влияние на предстоящее освобождение Ленинграда.
Позже тактическая единица окажется на Свирском оборонительном рубеже, под Лодейным Полем. Бригада будет воевать в Карелии и Заполярье, а летом 1945-го переброшена на Дальний Восток. Инженерные войска не ходили в атаку, но их роль и задачи не менее важны: минировали пути отступления, разрушали и возводили новые переправы перед наступлением. Часто операции были связаны с переброской специальных групп в тыл и разведкой движения колонн противника. Ученый вернулся с орденом Отечественной войны II степени (вручался за храбрость, мужество и стойкость в боях) и медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".
Вместе с личными документами в папке - пожелтевшие письма. В них убористый почерк, сны-фантазии и путевые заметки. Летом 1943-го Топорец оказался в тылу, в Поволжье. Писал оттуда, по всей видимости, близким. В Ростове Великом гулял в парке озера Неро, а позже отправил в Ленинград:
"Утро - что-то пасмурная погода сегодня. Раннее утро не омрачено еще неудачами, несчастьями, сутолокой. Кажется, что наступающий день принесет радость, явится началом новой обновленной жизни, где человек не будет думать о войне, о битвах, о страданиях, о смерти".
Строки написаны 9 августа 1943-го. До полного освобождения Ленинграда от блокады еще больше полугода.
Как Аркадий Топорец оказался на Дальнем Востоке, точно неизвестно. Его подразделение после противостояния с фашистами перебросили на борьбу с милитаристской Японией. А еще в 1940-х была политическая практика переселения национальностей по большой стране. В 1946-1948 годах он - доцент и заведующий кафедрой Владивостокского высшего мореходного училища (сейчас - Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского). Поселился в скромном двухэтажном домике на улице Бестужева. В области его научных интересов искусственные кристаллы, монохроматоры, позже - оптика шероховатых поверхностей. 47news бегло посмотрел: разработки применяются в лазерной метрологии, биомедицине, обработке изображений.
По данным нашего издания, Аркадий Топорец долго был прописан в коммуналке на улице Нахимова, то есть на Васильевском острове. Там жили его сын, внуки. Несколько родственников умерли, другие разъехались. Узнавших своего близкого редакция готова связать с петербурженкой, нашедшей документы и письма.