В авиасообществе обсуждают сбои в работе импортозамещенного программного обеспечения. Выясняем, где мифы, а где реальность.
СМИ сообщают о массовых жалобах российских пилотов на сбои отечественного аэронавигационного софта. Якобы приложения подвисают, данные не обновляются, не все в порядке и с планшетами, на которых установлено это ПО. О том, для чего нужны эти программы экипажу и насколько их бесперебойная работа критична в полете, 47news поговорил с авиационным журналистом Андреем Меньшениным.
- Подробнее, что в этих планшетах? – уточнил 47news.
- Все аэронавигационные карты и схемы, которые до массового интернета пилоты носили с собой в распечатанном виде в больших черных чемоданах. Там также план полета, погодная информация, расчет по весам, балансировке, центровке самолета, огромный пласт справочной информации. В мире два самых известных поставщика таких данных: американский Jeppessen и немецкий LIDO. Обновления каждые 28 дней, туда входят все аэропорты мира со всеми процедурами, маршрутами, авиалиниями всей планеты. Соответственно, если между этими датами что-то меняется, например, в Пулково вводят какую-то новую процедуру или отказываются от старых маршрутов, к следующему обновлению все это будет включено в общемировую базу. Из-за санкций в России этих обновлений лишились, сделали свой софт и планшет.
- Если пошагово, как часто пилоту в полете нужен этот софт?
- Все начинается еще в аэропорту при обсуждении полетного задания: откуда лететь, какой запасной аэропорт, какие особенности, например, полет над горной местностью, какие погодные условия. На каждом этапе им нужен этот софт, потому что там находятся схемы аэропортов, вся метеосводка. Представьте, что вы собрались ехать из Тихвина в Кондопогу и решили посмотреть, какие дороги закрыты из-за ремонта. В авиации такая работа обязательна, чтобы уменьшить риск внештатных ситуаций. На основе этой информации экипаж может подредактировать маршрут: поменять запасной аэродром, взять больше топлива или меньше.
С этим же софтом рассчитывают скорости, эти данные потом вводятся в бортовой компьютер самолета. В результате во время полета в планшете у вас все схемы, просчитанный план полета, расписано, на какой точке маршрута сколько топлива должно остаться. Если топлива меньше, это первый тревожный звонок. Если разница нарастает, в крайних случаях можно приземлиться раньше. В планшете можно выбрать, в какой аэропорт.
- То есть если ПО зависло в полете, пилот как без рук?
- Не настолько все плохо. Во-первых, планшеты есть у каждого пилота в кабине: у одного заглючил, у второго, может, и нет. Если не работает у обоих, тогда с диспетчером общаться. Тут важно понимать, что планшет – это важный источник справочной информации, которая критически бывает нужна, но по нему пилот не ориентируется, для этого есть приборы в кабине. То есть сама навигация, где находится самолет и куда он летит, это видно по экранам, а не в планшете.
- То есть критический сценарий возможен?
- Такой сценарий сложно представить. Но глюки с ПО делают работу пилота менее удобной и более стрессовой. Нам нужно, чтобы полетный планшет предоставлял нужную информацию в нужное время. А если он начинает глючить и зависать, экипаж, отвлекаясь на это, может пропустить что-то более важное. И это нехорошо.
- Импортное ПО не сбоило?
- Там тоже происходят периодически какие-то баги, нет доступа к базе данных, что-то не скачивается. Но это происходит довольно редко.
- Что-то запасное есть на борту на случай, если планшеты не работают?
Во многих авиакомпаниях сохранились бумажные инструкции, как действовать в конкретных критических ситуациях, в случае разных отказов. Но как раньше, с чемоданами никто не летает.
- Если "глюки" продолжатся, возможно ли, что авиакомпании вернутся к бумажным картам и схемам?
- В принципе, любой пилот может обойтись без этих планшетов, но именно они повышают безопасность, потому что доступ к информации проще. Представьте, у вас сборник аэропортов на бумаге, или вы открыли планшет, вбили код аэропорта и у вас сразу все схемы перед глазами. Быстрее, менее стрессово, менее отвлекает пилота. Так что к чемоданам вернуться можно. Но, я думаю, софт должен совсем перестать работать, чтобы от него отказались.