47news изучил, как затонувший в Средиземном море сухогруз  Ursa Major работал на Балтике. И услышал, как он в последний раз уходил из Большого порта Санкт-Петербурга.

Утром 24 декабря стало известно о том, что в международных водах Средиземного моря, между Испанией и Алжиром, потерпел бедствие российский универсальный сухогруз-ролкер Ursa Major  (пер. с лат. - "Большая медведица"). Теплоход следовал из Санкт-Петербурга во Владивосток.

47news изучил последний заход Ursa Major в Большой порт Санкт-Петербург. Его сухогруз покинул днём 11 декабря.

Отметим, что последние полгода  "Большая медведица" работала и на Балтику, и на Средиземное море. Судно несколько раз ходило из Балтийска в сирийский Тартус, где расположена российская база, а также заходило в Калининград, Усть-Лугу и Балтийск. Собственно, это одно из судов, обеспечивающих связь эксклава с большой землёй.

До 2017 года  Ursa Major носил имя Sparta III, то и дело фигурируя в заголовках про поставки военных грузов в Сирию. Под этим же именем Северным морским путём прошёл из Китая на Балтику.

При последнем заходе  в Санкт-Петербург судно обслуживалось на причале терминала "Петролеспорт". Во Владивосток "Большая Медведица" взяла контейнеры, примерно 500 TEU, не исключено, что порожние, а также генгрузы.

Последним из "береговых россиян", кто попрощался с Ursa Major, можно считать лоцманов компании "СПб Лоцман". Они выводили сухогруз из Большого порта Санкт-Петербурга.

- Получается, что вы теперь часть истории, ваши лоцманы последними прощались с Ursa Major?

- Получается, да. Хотя, что тут говорить, где мы, а где Испания. Конечно, для нас это была обычная проводка, совершенно рутинная работа, работа не отличалась от других. Судно небольшое, всё  с ним было просто. А сегодня почитали Телеграм, что тут скажешь... - рассказали 47news в компании.

Медико-санитарную декларацию подавал капитан Игорь Анисимов. Его подпись зафиксировала, что экипаж теплохода здоров.

photo_2024-12-24_12-29-07.jpg

Медико-санитарная декларация

Согласно свидетельству о безопасности, минимальный состав экипажа для Ursa Major это: капитан, старпом, вахтенный помощник, четыре матроса, старший механик, второй и вахтенный механики, моторист и кок. В этом походе было 16 членов экипажа, все граждане России. На данный момент известно: 14 человек спасены, двое пропали без вести.

МОРЯКИ РФ | Медиа Центр

Согласно свидетельству о страховании жизни и здоровья членов экипажа судна, договор страхования был заключён с АО "ВСК". 47news позвонил в компанию с просьбой оперативно оценить ущерб, размеры и механизм выплат. Собеседники попросили написать им на электронную почту.

photo_2024-12-24_12-43-19.jpg

Свидетельство о страховании жизни и здоровья членов экипажа

Оператором и судовладельцем судна Ursa Major выступает ООО "СК-Юг" из Новороссийска. Согласно данным "СПАРК Интерфакс", владельцами общества являются ООО "Оборонлогистика" (49%), ООО "Обл-Сервис" (46%) и АО "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ) (5%).

47news позвонил по новороссийскому телефону, который был обозначен, как контактный для ООО "СК-Юг". Трубку взяла "женщина на взводе": "Я повторяю вам, что это не "СК-Юг", а гостиница "Океан"!" - судя по всему, звонок 47news  в Новороссийск был не единственным.

На момент подготовки материала комментарий "Оборонлогистики" получить не удалось.

Свидетельство о регистрации

Мировая отраслевая судоходная пресса в последние годы писала о судне Ursa Major, как о находящемся в "чёрном листе", прямо называя его "государственным". Например, в декабре 2022 года, когда Бангладеш из-за санкций США запретил Ursa Major (прежде носило название Sparta 3) заходить в порт Читтагонг. И это при том, что россияне везли груз для строительства атомной электростанции "Руппур". После этого профильные аналитики следили за манёврами Ursa Major, которое то входило, то выходило из исключительной экономической зоны Бангладеш.

Что касается технических характеристик, то Ursa Major спущен на воду в Германии в 2009 году.  Сухогруз успел поработать под несколькими флагами и именами: Sparta III, Eit Palmin, Hyundai Britania, Scan Britania. Длина — 142,5 метра,  ширина — 23,2 метра, дедвейт — 9500 тонн. В последние три года Ursa Major было приписано к Новороссийску и работало под флагом РФ.

Александр Калинин,
47news

Справка:

Утром 24 декабря стало известно о том, что в международных водах Средиземного моря, между Испанией и Алжиром, затонул сухогруз Ursa Major. На помощь "медведице" пришли два испанских и одно российское судно. Из 16 членов экипажа, которые являются гражданами России, 14 человек спасены, двое пропали без вести. Спасенных доставили в порт Картахена. Российские федеральные СМИ сообщают о взрыве в машинном отделении. Капитан сухогруза сообщил, что судно на момент крушения перевозило пустые контейнеры. После происшествия район катастрофы был отмечен, как опасная зона для судоходства.