Российский аммиак впервые отправили на экспорт через свой же российский порт. "Портовый альянс" начал работу в Усть-Луге с жидких удобрений и пообещал, что дальше — больше.

В Усть-Луге удобрений - навалом, а теперь ещё и налив пошёл: 13 декабря терминал "Порт Фавор" запустил первую очередь по перевалке сжиженного аммиака. Производственный каламбур: навалом - это и способ погрузки сухих грузов, и масштаб показателей. Экспорт удобрений из России только растёт, и по итогам 2024 года ожидается абсолютный рекорд на уровне 44 млн тонн. Теперь в этой статистике аграрных подкормок будет и "Порт Фавор" (в прошлом известен как "ЕТУ").

Принципиальность события и для самого терминала, и для большой Усть-Луги,  и для страны в целом – старт работы именно с аммиаком, то есть с жидким азотным удобрением, грузом сложным и опасным. С сухими "Порт Фавор" тоже начнёт работать, но в конце следующего года.

Понятно, что подобные комплексы не запускают по-тихому. Открывать терминал прилетел губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Глава региона в сопровождении руководителей терминала и морских властей двинулся от строящихся купольных и хребтовых складов к причалу с танкером-газовозом. Судно готово было принять праздничную партию аммиака.

Перед хозяевами стояла непростая задача: за сотню-другую шагов рассказать гостю, что было, что есть и что будет, то есть спрессовать в минуты годы. А это иногда сложнее, чем газообразное вещество конденсировать в жидкое. Во время экскурсии губернатор оценил гидротехнику – на терминале три причала. Посмотрел, где будут работать судопрогрузочные машины – их тоже три, ожидаются в начале года из Китая. Оценил выделенную зону для таможенников и пограничников.

- Как я понял, у вас у первых в мире такая комбинированная отгрузка, то есть одновременная работа и с жидкими, и с сухими удобрениями? – поинтересовался Дрозденко, уловив суть. Очевидно, спрашивая про "первых в мире", он ратовал и за свой регион в общепланетарном масштабе.

Представители "Фавора" всё-таки таким аршином мерить свой успех не рискнули. Генеральный директор "Портового Альянса" (оператор проекта) Михаил Кузнецов не без осторожности отметил, что о наличии подобной комбинации в других портах мира ему доподлинно не известно.

- Наверное, у кого-то были схожие проблемы, но это очень не типичная история, - пояснил он.

- Но в России вы же единственный порт, работающий и с жидкими, и с сухими удобрениями? – сузил масштаб успеха с мирового до общенационального Дрозденко.

- Даже не единственные, первые, - уверенно дал Кузнецов повод для гордости губернатору 47-го региона.

Напомним, что в 2023 году Минпромторг определил три порта России для перевалки опасной химии. Разрешение на размещение специализированной инфраструктуры получили Усть-Луга на Балтике, Тамань в Азово-Черноморском бассейне и Восточный на Дальнем Востоке. В них разрешается строительство хранилищ для аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия.

Собственно, как объяснил чуть позже Михаил Кузнецов, главной сложностью для "Портового Альянса" оказалась именно регуляторная. Правовых основ для строительства аммиачных терминалов просто не было. Перевалкой российского аммиака занимались прибалтийские порты.

- Во многом благодаря помощи Ленобласти нам удалось внести поправки в Водный кодекс, и эта стройка стала возможной. Мы оказались первопроходцами… Нам ещё предстоит установить холодильную установку. Это позволит нарастить объёмы примерно в полтора раза. Сегодня мы закрываем потребности находящегося рядом ЕХЗЗ (завод по производству аммиака в Кингисеппе, - прим. 47news). Плюс есть небольшой резерв. С мая мы сможем возить аммиак во все страны, - сообщил гендиректор "Портового Альянса" Кузнецов.

Пока аммиак на "Порт Фавор" доставляют автоцистернами. Железнодорожный фронт должен заработать в мае 2025 года. В следующем году терминал планирует перевалить 1 млн тонн этого вещества.

Представители транспортного холдинга и не скрывали, что до 2022 года российский аммиак экспортировался через страны, которые теперь принято называть недружественными. Но развил тему портовой независимости губернатор Александр Дрозденко. Он не единожды отметил, что запуск нового специализированного перевалочного комплекса – это "наш ответ Чемберлену". Глава региона нашёл слова для актуализации лозунга столетней давноси.

- Все ожидали, что с началом введения санкций деятельность здесь замрёт, всё остановится, а ничего нового строиться не будет. Как говорили раньше: "Это наш ответ Чемберлену". Порт развивается, строится. Открывается первая очередь по перевалке аммиака, активно идёт строительство складов под сухие удобрения. Это говорит о том, что экономика продолжает развиваться и есть серьезные перспективы для дальнейшего роста. Свой аммиак – через свой порт, - заявил Дрозденко перед тем, как нажать на кнопку старта. В этом ему помог не только Михаил Кузнецов, но и директор "Порт Фавора" Игорь Липинский.

Старт работы проиллюстрировал заезд на территорию терминала колонны аммиаковозов. 

Кстати, с запуском аммиачной линии на "Порт Фаворе" счетоводам, ведущим учёт показателей внешнеэкономической деятельности, придётся решать ребус. С одной стороны, аммиак за рубеж отправляют как удобрение. С другой стороны, танкер взял этот груз из Усть-Луги как "сжиженный газ наливом" – а это уже другая статистическая номенклатура.

В этом плане вести учёт сухих минеральных удобрений проще. Поэтапный ввод других очередей на "Порт Фаворе" ожидается в 2025 году. Всего терминал будет способен экспортировать до 14 видов удобрений. Выход на проектную мощность, то есть на 14 млн тонн, запланирован на 2026-й.

С другой стороны, необходимо учитывать: в отличие от сжиженного аммиака, с сухими удобрениями в Усть-Луге уже работают. В 2024 году по данной номенклатуре здесь отчитывались ООО "Ультрамар", ООО "Европейский серный терминал", а также АО "УЛКТ". По итогам 11 месяцев эти трое перевалили почти 15 млн тонн химических и минеральных удобрений. А всего на Балтике до запуска "Порт Фавора" удобрения переваливали 12 стивидоров.

Перевалка удобрений стивидорами портов Балтики, 11 месяцев 2024 года

На данный момент общая готовность проекта комплекса по перевалке сухих удобрений "Порт Фавор" составляет около 70%. В перегрузочном комплексе предусмотрены два типа складов: 2 крытых хребтовых и 8 купольных общей вместимостью более 500 тысяч тонн. Отделочные работы ведутся в административном здании и ремонтных мастерских. Первую технологическую линию по перевалке сухих минеральных удобрений запустят в четвертом квартале 2025 года.

По словам представителей "Портового Альянса", общий объём инвестиций в проект оценивается в 80 млрд рублей, из них 56 млрд – это уже состоявшиеся вложения.

Экспорт удобрений в портах Балтийского бассейна, 11 месяцев 2024 года

Александр Калинин, 47news
фото Александр Гальперин

Справка:

"Портовый альянс" - образованный в марте 2024 года стивидорный холдинг. Кроме терминала "Порт Фавор" в порту Усть-Луга, компания управляет работой ещё пятью комплексов: АО "Мурманский морской торговый порт", ООО "Мурманский балкерный терминал", ООО "Туапсинский балкерный терминал", ООО "Малый порт" в Находке и АО "Дальтрансуголь" в Ванино в Хабаровском крае. Прежде эти пять терминалов входили в "Национальную транспортную компанию" (НТК).

Заработавший "Порт Фавор" стал четырнадцатым терминалом порта Усть-Луга. За каждым комплексом — российский бизнес-тяжеловес. В Лужской губе перевалку ведут АО "Ростерминалуголь", ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга", ООО "Портэнерго" ООО "УПК", ООО "ЕСТ", АО "Усть-Лужский Контейнерный терминал",  АО "Терминал "Фактор", ООО "НКТ", ООО "Невская трубопроводная компания", ООО "Терминал Новая Гавань", ООО "Ультрамар", ООО "УТТ "Усть-Луга". Кроме этого связь с Калининградом осуществляется через Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (АЖПК).