Дом-махина наступает на наследие великого под Петербургом. Закон запрещает, но чиновники разрешили. 47news узнал, как так получилось невзначай.

Администрация Токсовского поселения Всеволожского района в ноябре разбирается, что делать с частной стройкой в защитной зоне дома, где в 1927 году жил и работал писатель Алексей Толстой. Это объект культурного наследия (ОКН) регионального значения. В октябре областной комитет по охране ОКН направил в муниципалитет уведомление о самовольной постройке.

Дом, где в 1927 году жил и работал писатель А.Н. Толстой, признан ОКН в 1959-м году Фото: предоставил Дмитрий Сергеев

Федеральный закон "Об ОКН" устанавливает 100-метровую защитную зону от внешних границ территории памятника, если он расположен в населенном пункте. Строить в пределах этой зоны нельзя.

Здание находится на улице Туристов, 30. Частный дом строится на Туристов, 25. Разрешение на строительство администрация Токсовского поселения выдала в октябре 2017-го, но по словам очевидцев, активные работы на участке начались только около года назад.

Фото: предоставил Дмитрий Сергеев

"Прошлым летом заметили земляные работы, осенью уже залили фундамент, уже тогда стало ясно, что готовится что-то монументальное. Активно строить начали в мае этого года, приехало много техники, строителей. К ноябрю показался и сам дом, этажа три уже есть. Сейчас стройка ускорилась, работают даже в выходные", - рассказал 47news местный активист и житель Дмитрий Сергеев.

Фото: предоставил Дмитрий Сергеев

В 2018-м году в Градостроительный кодекс РФ и вовсе внесли изменения: получать разрешение на индивидуальное жилищное строительство больше не нужно, достаточно уведомить власти.

По кадастру, участок, где строится дом, расположен на берегу озера Хепоярви, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровая стоимость 5,52 млн рублей, площадь 3817 квадратных метров. Назначение – для ведения личного подсобного хозяйства (на таких можно строить).

Фото: кадастровая карта

По предварительным данным 47news, с 2014 года участком владеет петербургская предпринимательница Тамара Романенкова. Она возмутилась звонком журналиста и не стала отвечать на вопросы о причастности к строительству дома в Токсово.

По СПАРКу, она совладелец двух компаний в Петербурге: по производству бытовой электроники и производству запчастей радио- и телеаппаратуры. Последние данные о финансовой деятельности обеих фирм датируются 2020-м годом. Оборот первой – 677 млн, чистая прибыль 800 тысяч рублей, второй - 207 млн, чистая прибыль – 6 млн рублей.

Глава администрации Токсовского поселения Олег Иванов в разговоре с 47news, как показалось, был в замешательстве и сказал, что четкого ответа, как так вышло, у него пока нет, юристы разбираются. Предварительно, имеются разногласия поселения с комитетом по ОКН по поводу местонахождения этого памятника.

- В прошлом году приезжала комиссия, мы подошли к дому Толстого по адресу, который в приказе комитета, а там вместо здания с колоннами стоит одноэтажный 1953 года. Дом Толстого, как оказалось, в 300 метрах от этого. Мы просили поменять адрес, у нас уже большая переписка по этому поводу, - заметил чиновник.

- Что можете сделать со строящимся домом?

- Вопрос сложный, юристы разбираются, на этой неделе подготовим ответ, - ответил собеседник.

В ответе прокуратуры Ленобласти активистам указано, что действительно, при установлении границ территории этого ОКН была допущена техническая ошибка в описании его местонахождения: вместо дома №30 по улице Туристов был указан №24. Но приказом комитета по охране ОКН ошибка исправлена, и в мае 2024 года в ЕГРН направлены документы для внесения новых сведений.

Отметим, что в самом приказе комитета по культуре Ленобласти от декабря 2018 года (на него ссылается прокуратура) указан адрес дома Толстого – Туристов, 24. Этот же адрес во всех открытых источниках. По этому же приказу выходит, что границы уточнили после того, как в Токсово выдали разрешение на стройку. В приказе также есть упоминание о том, что предмет охраны может быть уточнен при проведении дополнительных научных исследований.

photo_2024-11-20_20-28-36.jpg Фото: скриншот документа администрации Ленобласти

В комитете по охране ОКН 47news пояснили, что техническая ошибка уже исправлена, предварительно, ее допустили проектировщики, когда устанавливали границы территорий объектов культурного наследия в 2018 году. До этого времени защитной считалась 200-метровая зона от фундамента ОКН во все стороны. Но участок со строящимся домом и до исправлений попадал в защитную зону, а сейчас в ней находится его бОльшая часть. При этом полномочий на снос незаконного объекта у комитета нет. Все вопросы к тем, кто выдал разрешение на строительство.

По словам собеседника 47news в правительстве области, решение о сносе в этом случае может принять только суд по иску администрации поселения. Исход зависит от многих факторов, в том числе от того, что появилось раньше: объект недвижимости или охранная зона, а если это незавершенный объект строительства, то было ли разрешение или нет. И еще множество разных нюансов.

"Глобально, если это действительно охранная зона объекта культурного наследия, то вероятность, что суд вынесет решение о сносе объекта, который появился уже после того, как охранная зона была установлена, очень велика", - резюмировал собеседник.