Репатриантка из Риги бежала к нам от русофобии, теперь она россиянка, но, кажется, и здесь не уважают, 5 тысяч евро уже ушло, но она надеется договориться с родиной.

С августа безрезультатно ищет жилье и работу в Ленинградской области уроженка Риги 59-летняя Галина Уварова, переехавшая по госпрограмме переселения в РФ соотечественников. В Латвии она прожила практически всю жизнь, теперь надеется вывезти семью. 47news поговорил с ней о трудностях, с которыми сталкиваются репатрианты, почему выбрала 47-й регион и как ее здесь приняли.

фото предоставлено Галиной Уваровой

Рига

Ее родители оказалась в Латвии в 1955-м, когда отца перевели из Москвы (полковник и профессор Уваров Борис Анатольевич, статьи о нем есть на сайте Минобороны - ред). Когда родилась Галина, Рига была разделена пополам железной дорогой, так и общество делилось практически поровну: русские и латыши, причем все, вспоминает, говорили на русском. Семья обосновалась в районе, где исторически проживали, в основном, русские, он и назвался "Московский форштадт". Соответственно, училась в русской школе. В Ленинград приехала студенткой, выучилась на инженера-экономиста. Здесь познакомилась с будущим мужем, тот из Луганска. После защиты диплома в Ригу вернулись уже вместе, родили дочь.

- А в Ленинграде почему не остались? – интересуюсь.

- В Риге родители, квартира, отцовская дача, родные улицы. Да и кто знал, страна-то была одна. Это после развала СССР все ухнуло в одночасье, а мы проснулись с вопросами "кто мы?" и "где мы?", а главное, как дальше жить. Вы, россияне, такого не ощутили, - считает Галина.

Говорит, таким, как она, выдали паспорта неграждан Латвии, общество сразу раскололось надвое, начались "националистические веяния" и слухи, что русских будут вывозить из страны в "теплушках" без имущества, как некоторые латышские семьи в 40-м. "Мама испугалась, продала за бесценок дачу и рванула сначала к родственникам в Архангельск, потом в Луганск, купила там дом. Мы за ней, а там тоже развал предприятий, кругом сокращения, нет работы. Вернулись в Ригу, там хоть жилье. Я все время прицеливалась, как выбраться в Россию", - вспоминает мытарства собеседница. Говорит, в 2014-м в новостях узнала тот самый дом в Луганске, в котором когда-то жили, уже, мол, обстрелянный ВСУ. Отца и матери давно нет в живых – не увидели.

фото предоставлено Галиной Уваровой

- Почему хотели уехать?

- Прибалтийские власти наш язык постепенно искореняли и теперь запретили совсем, теперь все только на латышском. Мне в лицо говорили: "Хотите общаться на русском, езжайте в Россию". У друзей из смешанной семьи сын-второклассник на русском говорит и думает быстрее, чем на латышском, так его там отправили учиться в коррекционную школу. Представьте, каково детям, у кого родной язык русский.

- Двое ваших детей родились уже в Латвии, - замечаю.

- Тут психологический момент. Мы были готовы принимать их язык и культуру, пока это не стало в претенциозно навязчивой форме, а русские не превратились для них во второсортную расу. Я могла получить латышское гражданство, но для этого нужно сдать экзамен по языку и признать русофособскую чушь, навязанную местным правительством, что Россия и русские – оккупанты. Проверяют политические взгляды, все эти анкеты лояльности, где спрашивают про отношение к Путину, чей Крым, поддерживаем ли мы это все. То есть, по сути, требуют отказаться от своей национальной идентичности. Извините, это не ко мне.

- В России тоже есть те, кто не поддерживает.

- В этом-то и отличие. Нас и наших детей патриотизму учить не надо. Пройдя всю это русофобию, мы совершенно по-другому воспринимаем СВО. Только на Украине за русских заступились, а за русских в Прибалтике - нет.

- Почему другие страны не рассматриваете?

- Я русская, что мне там делать? Сестра-инженер уехала за мужем в Германию, устроилась горничной. Золовка с великолепным знанием английского перебралась в Ирландию, по ночам автобусы мыла. От безысходности, допускаю, но это не мое.

Сама Галина в разное время работала инженером, секретарем исполкома, была замдиректора завода, в 2000-х в Риге открыла бизнес по международным грузовым перевозкам, возили оборудование в Россию и СНГ. После экономического кризиса компания обанкротилась, из-за долгов семья много лишилась, в том числе и жилья. Потом снимали квартиру. "В Латвии нет закона, по которому не могут отнять единственное жилье. Знакомые после кризиса остались на улице с 3-месячным ребенком. Судиться бесполезно", - знает Галина.

Переезд

Для участия в программе переселения сначала понадобился нотариальный перевод всех латышских документов на русский. Говорит, сделать разрешено только в российском консульстве в Риге или у аффилированного нотариуса, там за один документ берут 60 евро, Галина потратила тысячу (если на рубли, это больше 60 тысяч). Виза ей не понадобилась, так как гражданкой Латвии не является, а так потребовалось бы еще 180 евро на месяц. Документы рассматривали 3 месяца, одобрили в ноябре 2023-го, после чего выдали книжку участника программы.

фото предоставлено Галиной Уваровой

- Почему Ленобласть?

- Дочь по студенческой визе поступила в петербургский педиатрический институт, а Петербург в программу переселения не входит. Потому и соседняя Ленобласть. Но она у меня только в документах прописана, пока там ничего не получается.

Рассказывает, как сначала приехала в январе 2024-го. В МВД должны были поставить отметку о прибытии в книжку переселенца, но для этого потребовали временную регистрацию. По интернету нашла, что за деньги готовы на 3 месяца прописать в Мурино, моталась туда, заплатила 100 евро. Потом во Всеволожск за отметкой.

- Как вам Мурино?

- Больше туда не хочу. Мертвое поле, в котором понатыркано что-то неодушевленное. Не люблю безразмерные дома, сама всю жизнь прожила в сталинке. Лахта-Центр ваш в Петербурге мне, кстати, тоже не понравился, правильно говорят - кукурузина. А Всеволожск - очень милый городок.

- Какие еще сложности?

- Никто ничего толком не объясняет. Работу ищешь сам, с жильем не помогают, живу в гостинице. Платила 25 евро в сутки, сейчас сняла на месяц – 200 евро. На дорогу до Риги и обратно (ездила 5 раз) потратила 500 евро, суммарно же расходы уже около 5 тысяч евро. По программе должны быть подъемные, жилищный сертификат, выплаты каждый месяц, но этого еще предстоит добиваться. Да и подъемные там - курам на смех, знакомый в Калининград перебрался, ему только комнату в общежитии дали и пообещали 340 евро (почти 36 тысяч в рублях). В Пскове, слышала, селят в фермерские домики.

По подаче документов на гражданство Галину записали на апрель. В назначенное время приехала и удивилась очереди, думала, что раз указано конкретное время, то будет одна, а там "толпа". Якобы прождала 2 часа, но документы не приняли, так как снова потребовали временную регистрацию, а "заявление "было заполнено не так". Возмущенная репатриантка написала обращение в приемную президента и вернулась в Ригу. Через 10 дней в мае, говорит, перезвонили на латышский номер, пригласили и приняли уже без проволочек. В августе получила российское гражданство.

- А вот паспорт российский получить до сих пор не могу. Как ни приду, толпа под 30 человек на два окошка, все в тесном помещении. Я сначала уезжала, думала, так не всегда, но, оказалось, очереди постоянно.

- У нас и ко врачам бывают очереди, даже когда по талону. Кому очень нужно, занимают заранее.

- Так надо с этим что-то делать. В Латвии если назначили определенное время, тогда и примут, никто часами не сидит. 15 минут и документ готов: хоть паспорт, хоть права. И все можно сделать в одном месте, а не мотаться. Ведь это же неуважение к посетителям и элементарное неумение чиновников планировать свой рабочий день. В России к этому привыкли, а там нас научили по-другому. Я уже слышала в очередях в свой адрес, что наконец-то кто-то решил здесь порядок навести.

- И как навести?

- Я не критикую, но есть же система номерков, можно студентов-практикантов нанять, пенсионеров. У вас жалуются, что зарплаты низкие, работать никто не идет, так сделайте с этим что-нибудь, было бы желание. В конце концов, прибегните к электронике. Зал побольше для ожидания, а не как сторожка. Ваша система не работает.

В последний раз, по словам Галины, она пыталась одолеть очередь 6 октября. Для нее это якобы закончилось гипертоническим кризом, так как там "закрыли окошко перед ее носом" и отказались принимать заявление.

- Такое чувство, что здесь не все хотят, чтобы русские из Прибалтики переезжали в Россию. Написала обращение в приемную президента и прокуратуру, - наводит порядок Галина.

- Чем будете заниматься в Ленобласти?

- Если честно, в полной растерянности. Звонила по вакансиям в сфере перевозок, никто не заинтересовался. Может быть, удастся попасть в программу "Земский учитель", тогда бы решилась проблема с жильем.

При переезде на село учителям дают служебное жилье или компенсируют съемное, но предельный возраст по программе – 55 лет, также нужно педагогическое образование.

- Вы не боитесь, что здесь отношение будет не лучше, чем в Латвии?

- В России нас представляют как релокантов, ренегатов и отступников, сбежавших от СВО. Но это не так, русские в Прибалтике проживают не одно столетие. Надеюсь, это отношение изменится. Главное, здесь можно говорить на родном языке, а значит, можно договориться.

Евгения Парникова,
47
news

*В заголовке использованы слова песни ДДТ "Родина"