Однажды перед судом предстала не просто дочь знаменитого генерала, но и достигшая высшей духовной власти. Деньги воровались на благое, и фактически ей все простили.
Из газеты "Голос" от 4 июня 1874 года: "Такого процесса, каков процесс преподобной игуменьи Митрофании, еще не было, да, пожалуй, и не будет…".
Игуменья Митрофания (в миру баронесса Прасковья Розен) родилась в Москве, в 1825 году. Ее мать - графиня Елизавета Зубова, приходилась родной племянницей последнему фавориту Екатерины II Платону Зубову, служила фрейлиной, а посажёнными родителями на ее свадьбе были Александр I и его супруга. Отец – барон Григорий Розен, генерал от инфантерии, участник битв под Аустерлицем и Бородино, в 1831-1837 командующий Отдельным Кавказским корпусом. Прасковья - последний ребенок в многодетной семье. Про таких, как она, говорят: "Родилась с золотой ложкой во рту".
Барон Розен скончался в 1841-м. Явив милость к покойному, Николай I оплатил его долги и зачислил младшую, 18-летнюю, дочь фрейлиной в свиту императрицы. Бог не наградил Прасковью привлекательной внешностью, но она обладала незаурядным умом и не показной религиозностью. Придворная жизнь не для таких, с годами девушка начинает задумываться о монашестве. Решающим становится личное знакомство с митрополитом Филаретом, долгое время возглавлявшим Московскую епархию, то есть фактически всю тогдашнюю РПЦ. Цитата от Прасковьи Розен: "Когда я увидела его светлое лицо и прозорливый взгляд, я пала ему в ноги". Филарет становится ее духовником.
Митрополит Московский Филарет. В миру Дроздов (1782-1867). В 1994 году РПЦ прославлен в лике святых. Ист. фото - lavra.ru
В 1852-м, под явным влиянием митрополита, она оставила Двор и Свет, поступила послушницей в монастырь и 2 года спустя была пострижена в монахини, приняв имя Митрофании. В 1861-м Филарет посвятил ее в сан игуменьи (высший монашеский сан в православии для монахинь) и назначил настоятельницей Серпуховского Владычного монастыря. На новом поприще Митрофания щедро тратила личные средства, полученные ею из наследства, на благотворительность. Под ее руководством при монастыре открылись иконописная мастерская и заводики по производству кирпичей и гашеной извести, велось строительство новых корпусов и гостиниц для паломников, возводились школа и больница…
Доверие Императрицы к бывшей фрейлине было столь велико, что в какой-то момент она поручила ей руководство первыми российскими общинами сестер милосердия, которые существовали тогда в Петербурге и во Пскове. Дабы оправдать высочайшее доверие, игуменья Митрофания приступила к строительству третьей "медсестринской" общины в Москве. Но!
Личные средства имеют скверное свойство – они заканчиваются. Пока матушка разбрасывалась на самые разные проекты, положение руководимого ею монастыря неуклонно ухудшалось. Заводики и другие созданные при монастыре коммерческие предприятия не приносили больших доходов или вовсе работали в убыток. Короче, требовались деньги. И не просто деньги – финансы.
Митрофания кинулась искать меценатов, используя свои связи. Поначалу они сыскались. Но затем приток пожертвований начал стремительно ослабевать. Вот тогда-то баронессу в рясе, что называется, "бес попутал". Ради высокой цели она приняла решение согрешить, руководствуясь нехитрым принципом: если благодетели не несут деньги сами - значит, их нужно из них вытрясти.
В начале февраля 1873 года к прокурору Санкт-Петербургского окружного суда Анатолию Кони обратился с жалобой купец 2-й гильдии Дмитрий Лебедев. Он обвинял медийную персону матушку Митрофанию в подлоге векселей от его имени на 22 тысячи рублей.
Вспоминает сам Кони (1844-1927; судья, общественный деятель): "… доводы купца Лебедева были настолько убедительны, что я немедленно дал предписание судебному следователю Русинову о начатии следствия". (ист. – "Из заметок и воспоминаний судебного деятеля" // "Русская старина", октябрь 1907 года)
Игуменью-баронессу выдернули из Москвы в Петербург для дачи разъяснений. После первого же допроса возникла проблема с выбором меры пресечения для подследственной. Прокурор Кони предложил своего рода "домашний арест", подразумевавший временное переселение в столичный Новодевичий женский монастырь. Такой вариант Митрофанию не устроил:
"Я умоляю вас не делать этого: этого я не перенесу! Быть под началом другой игуменьи – для меня ужасно!.. Тюрьма будет гораздо лучше!".
Тогда, в качестве альтернативы, ей разрешили оставаться в номере гостиницы "Москва" (угол Невского и Владимирского пр.). В гостинице установили негласный полицейский надзор. И – не зря: уже пару дней спустя агент сыскной полиции задержал переодетого курьера с письмами матушки на волю.
Анатолий Кони кистью Ильи Репина (1898). Ист. фото - tretyakov.ru
История с купцом Лебедевым оказалась до банальности проста. Успешного предпринимателя обуяла гордыня: он захотел иметь "Анну на шею", то бишь орден Святой Анны II степени, и ему присоветовали обратиться к матушке Митрофании - оная, дескать, может всё (в сущности, так оно и было). Эти двое встретились, сговорились о цене вопроса, ударили по рукам, и обрадованный Лебедев начал готовить шею под заветный орден. Но вместо этого игуменья составила фальшивые векселя. Затем всплыли другие эпизоды.
Как выяснило уже московское следствие, не дождавшийся ордена купец Лебедев пострадал не так уж и сильно. В отличие, к примеру, от купчихи Медынцевой, чье общее состояние оценивалось в 350 тысяч. Вот только распоряжаться своими капиталами она, вследствие хронического алкоголизма, не могла – по просьбе мужа и сына над ней установили опеку. Матушка Митрофания пообещала Медынцевой снять опеку. В течение двух лет запойная купчиха безотлучно находилась при своей благодетельнице, а та регулярно подавала своей необразованной подопечной чистые листы на подпись, якобы для написания прошений чиновникам и императрице, после чего заполняла их долговыми расписками. В итоге к моменту освобождения от опеки капитал Медынцевой уменьшился на 237 тысяч. Схожую расписку, но уже на 1,5 миллиона рублей, игуменья обманом пыталась получить у московского миллионера Солодовникова в обмен на прекращение заведенного в отношении него уголовного дела. Солодовников соглашался на 225 тысяч. Пока шел торг, его арестовали. А за то время, пока он находился в тюрьме, матушка подделала его завещание и более полусотни векселей на сумму, превышающую все его состояние.
Федор Плевако (1842-1909) жертвовал деньги церкви, но на процессе выступил как самый непримиримый обвинитель. Ист. фото - t.me
Судебный процесс начался 5 октября 1874 года и шел две недели. Для некогда всесильной матушки даже в зале суда было сделано исключение: она помещалась не на скамье подсудимых, а восседала в особом кресле. Интересы пострадавших защищали мегаюристы того времени Федор Плевако и Александр Лохвицкий, а вот не менее маститые адвокаты защищать игуменью Митрофанию отказались.
За две недели судебных разбирательств было допрошено свыше 200 свидетелей. Но монахини и прочие духовные лица стояли за нее до конца. В частности, выступавший заступником от консистории архимандрит Модест договорился до того, что назвал публичные суды "соблазном хуже театра".
Из высказываний на суде.
Адвокат Лохвицкий: "Духовная власть имеет свою независимую область, у нее ключи от рая и ада".
Адвокат Плевако: "… Вместо храма у нас - биржа, вместо богомолья – аферы".
Прокурор Жуков: "… Едва игуменья Митрофания даёт одно объяснение, как через пять минут даёт другое …".
Игуменья Митрофания: "Я многого не знала, я – женщина".
Присяжным был предложено 270 вопросов. Почти по всем пунктам присяжные ответили "виновна". На вопрос "заслуживает ли снисхождения?" прозвучал ответ: "заслуживает". Тогда как матушка признала лишь "проступки", но – не преступления. Итоговый приговор: лишение всех прав и 3,5 года ссылки в Енисейскую губернию, с последующим запретом покидать территорию Сибирской губернии на протяжении 11 лет. Иски пострадавших от ее незаконных действий составили, с учетом набежавших процентов, 1, 3 млн рублей. Но сосланная и лишенная всех прав г-жа Розен к тому времени была неплатежеспособна.
В 1875 году в Александринском театре состоялась премьера комедии Островского «Волки и овцы». Ее сюжет был навеян делом игуменьи Митрофании. Ист. фото - old.knpam.rusneb.ru
По кассационному прошению и Высочайшему повелению ссылку в Сибирь заменили поселением в Ставрополе, где осужденная провела 2 года в тамошнем женском монастыре.
Ну а в 1893 году ее и вовсе отпустили совершить паломничество в Святую землю. И причем за казенный счет.