Вред от мусора стоит дорого, но это по формулам, а бизнес видит иначе. 47news узнал, чем заканчиваются победы в судах и кому платить.
В Ленинградской области прецедент: как сообщили 3 октября в комитете госэконадзора, за вред окружающей среде от незаконной свалки во Всеволожском районе удалось взыскать 1,2 млн рублей от загрязнителя. Предпринимательница Татьяна Панфилова заплатила за отходы в поселке Щеглово, средства уже перечислены. Хотя сумма невелика, собеседники издания в правительстве области не припомнили, чтобы раньше такое случалось. Не говоря уже о крупном ущербе.
Из последнего: более 166 миллионов ждет Гатчинский округ от компании "Монита" за ущерб из-за отходов в лесах под Вырицей. Решение по иску госэконадзора суд принял 26 сентября. Но эти деньги в бюджете едва ли увидят, что, в общем-то, 47news подтвердила проигравшая сторона.
"Такие деньги ни для какой компании не подъемны. Конечно, будем обжаловать это решение, сумма ущерба не соответствует действительности", - заявил гендиректор ООО "Монита" Сергей Козлов.
По СПАРК, оборот компании в 2023-м составил 21,07 млн, убытки - 3,19 млн рублей.
- Если в апелляции удастся снизить, заплатите? – уточнил 47news.
- Ни в коем случае, потому что предмет спора нами устранен, мы все отходы убрали, и это зафиксировали в Ленобллесе. Если сумма рассчитана на устранение последствий загрязнения окружающей среды, а это нами уже сделано, на что тогда эти средства? – рассуждает Козлов.
На вопрос, откуда эти отходы, собеседник объяснил, что они остались от предшествующей компании. Как бы там ни было, в решении суда четко сказано, что простая уборка отходов с поверхности восстановлением нарушенной природной среды возмещением не считается.
Отметим: там 16 тысяч кубометров отходов, в Щеглово было в 30 раз меньше - 550.
47news также выяснил, чем закончился выигранный год назад крупный иск Госэконадзора у ЗАО "Петродворцовое" за незаконную свалку в Низинском поселении. Там в бюджет Ломоносовского района Ленобласти компания должна была перечислить 3,65 миллиарда рублей.
"Конечно, никаких денег мы не увидели: предприятие – банкрот, на нем ничего нет, кроме этого участка с отходами. И теперь эта земля наша со всем этим "хозяйством", - рассказал глава района Алексей Кондрашов.
По его словам, приставы сначала пытались продать участок на торгах, но "сумасшедших не нашлось", поскольку там обременение: необходимо восстановить испорченные сельхозземли. В августе территория перешла в район, теперь он должен провести рекультивацию. После вывоза отходов власти намерены менять генплан (с сельхозземель на "промку") для развития промышленного кластера.
- Сколько нужно вложить?
- Мы пока не оценивали. Попытаемся войти в областную программу субсидий на уборку несанкционированных свалок. По Виллозскому поселению так получаем около 10 миллионов в год. Здесь, думаю, десяткой не обойдемся: судя по объему, надо миллионов 50, чтобы все убрать, - прикинул собеседник.
- Оказаться на месте ответчика по ущербу не опасаетесь?
- Надеюсь, в Госэконадзоре понимают историю вопроса, что не район загрязнял. Во всяком случае сроки нам никто не ставил.
В эконадзоре, кажется, полагают немного иначе.
"К району перешло обязательство ликвидировать свалку. Как они это будут делать - мы не вмешиваемся, главное, чтобы ее не стало. Для себя мы установили срок год, а пока район на постоянном контроле", - пояснила глава комитета Рамила Агаева.
Отходов под Низино – 236 тысяч "кубов".
Что касается "Мониты", по словам Агаевой, Госэконадзор будет добиваться возмещения ущерба.
- Суммы для такого бизнеса колоссальные, - заметил 47news.
- Они не с потолка - есть методики, коэффициенты, - заметила собеседница.