Прокуратура видит экстремизм в церкви, а организаторов-то приговорили год назад. 47news присмотрелся к порядку наоборот.
Петербургский городской суд зарегистрировал административный иск прокуратуры Петербурга. Предварительное заседание назначено на 15 октября, рассказали 47news в объединенной пресс-службе судов.
Надзор просит признать экстремистской и запретить деятельность на территории Российской Федерации "Саентологической церкви города Санкт-Петербурга".
- В том, что удовлетворят, сомнений нет. Но сам характер иска довольно абсурдный, ведь сама организация не работает с 2017 года, когда началась работа следствия ФСБ, а юридически ликвидирована в 2022 году, - прокомментировал иск адвокат Артур Нахшунов, представлявший в суде одного из обвиняемых. - По простой логике и теории права, в том числе международного, нужно было сначала признать экстремистской организацию, а уже потом судить организаторов и руководителей.
Невский районный суд огласил приговоры ровно год назад. Пятерку признали виновными и наказали за возбуждение ненависти и вражды, а также за организацию экстремистского сообщества.
Лидер Мацицкий* приговорен к шести с половиной годам общего режима и отлучен от участия в религиозных объединениях на два года. Суд учел время под стражей и освободил в зале суда. Исполнительный директор церкви Шуринова* наказана штрафом в 1,3 млн рублей. Начальнику службы собственной безопасности Терентьевой* назначено 1,2 млн, ее заму Есаулковой* - 600 тысяч. Главбух Алиев* - должен заплатить штраф в 1 млн.
Прокуратура в числе доводов об экстремизме указывает на приговор. Сама организация упоминается как незарегистрированная, хотя в 2014-м ЕСПЧ признал соответствующее решение Минюста РФ незаконным. Собирались саентологи, как выяснила прокуратура, в бизнес-центре на улице Бабушкина, а в начале 2000-х их видели на улицах Розенштейна и Автовской. Обменивались книгами основателя течения Рона Хаббарда. Среди его трудов несколько признаны в России экстремистскими.
"В материалах религиозной группы содержатся призывы к совершению общественного переворота, к отказу от соблюдения общественных правил и закона", - подчеркивает истец.
- Но, грубо говоря, из трех тысяч произведений этого автора одиннадцать признаны экстремистскими. Насколько понял, прокуратура изучила ассортимент книжного магазина на улице Бабушкина, где собирались саентологи, и нашла запрещенную литературу. Разумеется, торгуют там не только ей, - продолжает Артур Нахшунов.
На тот момент подсудимые были под стражей, домашними арестами или запретом определенных действий. На заседаниях в уголовном процессе не вставал вопрос об экстремистском характере церкви.
- Аргументы следствия по поводу организации экстремистского сообщества касались отношений с прихожанами. То есть, как и на сколько жестоко их отстраняли от собраний, - добавляет собеседник. - Конечно, мы с адвокатами говорили о том, что ни церковь, ни сама саентология не признаны экстремистскими.
Учение писателя-фантаста Хаббарда объединяет желающих управлять разумом для достижения успеха. Религиозные ячейки саентологов регистрируются более чем в сотне стран. В некоторых государствах запрещено. В России нет полного запрета, но некоторые материалы Хаббарда признаны экстремистскими. В 2021 году Генпрокуратура объявила нежелательными две американские организации: "Всемирный институт саентологических предприятий" и "Библиотека Л. Рона Хаббарда". В Петербурге церковь саентологов работала с 1980-х, а ее адепты публично не упоминались как участники массовых акций. В Ленобласти речь чаще шла об исчезновении денег дольщиков.
В прошлом уголовном деле следствие вменяло пятерым заработок в 276 млн от продажи курсов. Наличные принимались без кассовых аппаратов, изъяты, обращены в доход государства. К весне 2017-го года в деле появились экстремистские составы: возвышение собственной религии над другими и насилие над последователями, которых называли "источниками неприятностей". Жестокое обращение, например, заключалось в отказе от персональных консультаций с наставниками.
Приговоренные включены в Реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга со всеми вытекающими финансовыми последствиями.
- Мы с клиентом приговор не обжаловали, поскольку на тот момент посчитали его адекватным, - говорит адвокат Нахшунов. - Все приняли наказание и последующие ограничения. Никуда из России не уехали, живут в Петербурге. Нынешний иск никакой возможности для обжалования или пересмотра приговора не дает.
- Тогда зачем, на ваш взгляд, это нужно?
- Возможно, попытка поднять политические очки, в повестке давно не было запретов, связанных с религией.
Андрей Карлов,
47news
*внесены в Реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга