На помощь ядерных держав нашему не столь развитому врагу — ответим тоже по-ядерному. Дальше возможны варианты, ведь компьютеры с Windows — это подмога агрессору.

Владимир Путин собрал совет безопасности и объявил об изменении ядерной доктрины России. Президент произнёс с десяток тезисов, а основное внимание привлекли несколько формулировок. Их можно назвать предупреждением Западу: Россия может применить ядерное оружие, если по ней нанесут удары обычными ракетами.

В частности, теперь агрессия любого неядерного государства против РФ при поддержке ядерной державы будет рассматриваться как нападение на Россию. Кроме этого основанием для ядерного ответа отныне считается критическая угроза суверенитету страны.

Кремль опубликовал видеозапись начала заседания Совета безопасности по ядерному сдерживанию. Президент России не упомянул Украину, но отметил, "глобальный ландшафт" меняется, что создаёт новые угрозы и риски для страны.

сайт президента России kremlin.ru

Общее настроение понятно - снижается порог для применения Россией ядерного оружия. За расшифровкой 47news обратился к военному эксперту, основателю портала MilitaryRussia Дмитрию Корневу.

- Дмитрий Николаевич, мы теперь в новых реалиях, обновили ядерную доктрину...

- Сразу же прерву, есть один "баг" (системная ошибка, прим. 47news), новая редакция ядерной доктрины не опубликована, на данный момент нет такого документа. Мы знаем лишь то, что обсуждается принятие определённых решений. Мне самому хотелось бы посмотреть на конкретную бумагу с конкретными изменениями. Но как о свершившемся факте, о переменах говорить не можем. Нам дали понять, что изменения возможны.

- Хорошо, вот теперь возможен ядерный ответ на агрессию любого не ядерного государства, если его поддерживает ядерная держава. Что считать агрессией? Один беспилотник — это нападение, а ракета ATACMS?

- На данный момент этот тезис не регламентирован. И я сам хотел бы знать, что мы будем считать агрессией. Ведь можно пойти и дальше. Например, на нас напала недружелюбная страна. У врага есть компьютеры, работающие с операционной системой Windows от фирмы Microsoft со штаб-квартирой в Соединённых Штатах. Можем ли мы говорить, что Америка таким образом поддерживает наших врагов? Скорее всего, нет, но в целом ведь верно.

Или другой пример: наш недруг купил ракеты на рынке Китая и использует их против нас. Будем ли мы считать, что китайцы поддерживают наших врагов? Или в случае покупки ракет у Британии, мы будем считать это поддержкой агрессии, со всеми вытекающими последствиями, а в случае Китая нет? Пока мы можем говорить лишь о том, что есть различные варианты для трактовки оснований для применения ядерного оружия.

- А как определить критическую угрозу суверенитету?

- Такая же ситуация. Понятно, что ядерное оружие для нас — это средство сдерживания, а дальше — вопросы. Что такое критическая угроза, мы не знаем. Захват 100 квадратных километров на окраине — это угроза? А если 100 квадратных километров под Москвой — это уже критично или нет? Дьявол в деталях, а детали не прописаны. Рамок нет и, скорее всего, их и не будет.

- А так можно?

- Так ведь ядерная доктрина — это не Устав Вооружённых сил, не федеральный закон, не Конституция. Границы определяет руководство страны, оно же принимает решения. Доктрина задаёт вектор, определяет основные направления. Наполнять этот документ конкретными цифрами никто не будет. И это касается не только России, в других странах то же самое. Мы же, получается, демонстративно показали миру свою озабоченность, обозначив , что не исключены и такие последствия.

Александр Калинин,
47news

Контекст

Украина обратилась к союзникам на Западе с просьбой разрешить Киеву использовать дальнобойные снаряды и ракеты для нанесения ударов по военным объектам вглубь территории России. Был передан и список предполагаемых целей для атак. В настоящее время этот вопрос активно обсуждается в США и в Евросоюзе. Обращению Киева к "западным партнёрам" предшествовало вторжение ВСУ в Курскую область России.