Минюст прорабатывает вопрос о законодательном введении в России обязательной процедуры примирения, предшествующей бракоразводному процессу.

Как пишет "Коммерсант", глава Минюста Константин Чуйченко несколько дней назад объявил, что ведомство планирует подготовить законопроект об обязательной досудебной "примирительной процедуре" при расторжении брака. Предполагается, что в ходе этой процедуры супруги также смогут договориться о будущем местожительстве детей, разделе имущества и взыскании алиментов. Инициатива обсуждается в рамках реализации госполитики в сфере защиты семьи и "сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

В России с 2011 года уже действует закон о медиации — альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника. Обратиться к медиатору можно по поводу гражданских, административных, трудовых и экономических споров, а также по семейным вопросам, в том числе в связи с расторжением брака. Однако процедура медиации носит добровольный характер и оплачивается участниками спора, а потому не пользуется большой популярностью.

По данным Росстата, в 2023 году расторгли брачные отношения 683 796 пар, а годом ранее — 682 850 пар. В прошлом году заключено 945 995 браков, а в 2022 году — 1 053 756.

Глава думского комитета по делам семьи Нина Останина (КПРФ) рассказала, что в 2023 году обратилась к Чуйченко с предложением о введении обязательной медиации при разводах, поскольку действующий закон о медиации "не работает". По ее словам, министр согласился с этим и предложил депутатам совместно работать над будущим законопроектом. Не все относятся к инициативе положительно, признает Останина. Она приводит главный тезис оппонентов: государство таким образом "вмешивается в дела семьи".

"Но речь идет как раз о случаях, когда в семье появилась трещина, когда cупруги решили подать заявление и обратились в суд,— отстаивает инициативу депутат.— А институт медиации рассчитан на то, чтобы попытаться все-таки урегулировать семейный конфликт".

Останина считает, что оплачивать процедуру медиации должны не супруги, а государство.

"Если уж мы в Год семьи говорим, что мы должны сберечь наши семьи, то все-таки государство должно позаботиться о том, чтобы при органах ЗАГС и в судах были службы медиаторов. Согласитесь, если граждане пришли в суд с конфликтом, а им говорят "платите деньги, и мы вас помирим", это просто абсурд", - заявила она.