Между новым фронтом и курской АЭС в городе Курчатове тысячи человек замирают от воя сирен. Над головой беспилотники и работа ПВО, а каждое утро день рождения.
Командир спецназа "Ахмат" Апти Алаудинов 14 августа сообщил, что к 11 августа ВСУ планировали захватить АЭС в Курчатове, - задача не выполнена
47news поговорил с Олесей - жительницей поселка под городом Курчатов. Ее супруг работает на атомной станции. Мы спрашивали о том, каково сейчас местным жителям, чего они боятся и каким видят будущее.
- Когда началось, с атомной станции вывезли студентов из Москвы, Волгодонска и приезжих работников, - вспоминает собеседница.
В связи с введением режима ЧС принято решение о временном уменьшении количества персонала на стройплощадке энергоблоков Курской АЭС-2, сообщал Росатом.
- Как люди настроены? Много тех, кто уезжает?
- Уезжают, по федеральной трассе видно, - мы рядом живем. Но это те, кто самостоятельно, эвакуации нет. Первые два дня автобусы с беженцами шли без конца из приграничных районов. У меня, кстати, знакомая была под Суджей, когда нападение произошло, через несколько дней вышла на связь. Говорит, по улицам ходили даже не украинцы, а, судя по иностранной речи, наемники какие-то. Ее смогли вывезти, а мать и бабушка отказались. Сказали: будем жить тут, пока не расстреляют… Из нашего поселка тоже уезжают. В Воронеж, Москву, другие регионы. В Курск боятся. Ракеты-то и там летают, - вздыхает Олеся, добавляя: - С утра уже было два удара в небе, слышим, как ПВО работает.
- Рядом с вами атомная станция.
- Да, мы здесь в ужасной панике. Я и пытаюсь это сказать. Просыпаемся утром и думаем: слава богу, живые. Вчера нас бомбили в полчетвертого утра, а сегодня - в половину второго ночи. Естественно, страх. По моему, люди даже перестали улыбаться. До нападения думали, что нас атомная станция оберегает.
В этот момент собеседница произнесла: "У нас отбой ракетной атаки". На заднем фоне из уличного динамика слышны слова "Отбой ракетной опасности". Она объяснила уже ей привычное: "Отбой бывает без сирены, а когда начинается атака, она жутко воет". От Курчатова до Суджи 85 километров, ехать час.
- Не слышали, может человек уезжающий из Курчатова рассчитывать на 25 тысяч помощи от государства?
- Думаю, нет пока, у нас не объявлена эвакуация. По собственной воле выезжают, просто очень страшно.
Беженцам положено 10 тысяч по указанию президента, еще 15 тысяч в связи с объявлением в регионе ЧС федерального масштаба.
- А как в самом Курчатове настроения?
- По сути, это самая охраняемая точка сейчас. Там более-менее тихо.
- Воздушную тревогу у вас объявляют?
- Без конца, каждые десять минут. Сейчас - тоже. Не знаю, какой информацией владеют в других регионах, но у нас без остановки ракетная тревога, регулярно видим беспилотники, сразу стараемся спрятаться. Ночью больше их слышим - словно мотоцикл над крышей едет. Каждую ночь ракеты сбивают, начинают после полуночи. Такие хлопки, что дом дрожит, а где ракета упадет, никто не знает, где ее успеют сбить. У нас одна надежда на наших ребят из ПВО, даже не представляю, когда они спят.
- Общественный транспорт останавливается на время воздушной тревоги?
- У нас в районе нет, едет. А в Курске да, на работу добраться, говорят, невозможно. Но сегодня новость была, что во время атаки автобусы будут продолжать движение.
- Не говорят, школы на дистанционное обучение планируется переводить? И как дети к происходящему относятся?
- У меня знакомая работает в школе, - пока тишина. Никаких распоряжений еще не было, как будут развиваться события, никто не знает. Пока каникулы, а на улицу родители боятся отпускать. Много информации, что украинцы захватили брошенные гражданские автомобили в Судже на российских номерах и передвигаются на них по районам. Поэтому детей боятся выпускать.
- Думают, что детей украдут?
- Да не знаю, что уже и думать, - чуть замешкавшись, говорит Олеся.
- Как с ценами на продукты?
- Пока в норме, роста нет.
- Говорят, куряне активно своим беженцам помогают?
- У нас народ сплоченный, очень много групп помощи бежавшим с приграничья и волонтерам. У нас девочка работает, у нее много родственников в Судже, сумели выехать, но бежали в чем могли. Детки - в трусиках, носочках. Мы выгребали из дома все, что можно - халаты какие-то, спортивные костюмы, джинсы. Все отдавали, деньги постоянно собираем. Только вчера сбрасывались на продукты. На соседней улице женщина готовит солдатам, которые у нас здесь. Мы им и газировку, и сладкое закупаем. Они даже отказываются от сладкого, говорят: отдайте детям, которых с приграничья вывозят. То, что мы привозим, они им отдают.
- Какие еще визуальные признаки того, что бои относительно недалеко?
- Скорые реанимобили без конца ездят. Вы не представляете, они, бедные, несутся на такой скорости! Забирают из приграничья, там где бои, и везут в Курск. Мы все это из окон видим.
- По электричеству и воде есть отключения?
- Слава богу все терпимо. Единственно, с пятницы на субботу беспилотник подбил подстанцию. Мы были на улице, вдруг - жуткий хлопок и клубы дыма. У нас и в Курчатове отключился свет, потом пропала вода и связь на несколько часов. Но оперативно устранили, у нас же здесь электриков с разных регионов привезли.
- Кстати, как со связью?
- Периодически может пропадать, но это и до нападения было, потому, что наши глушат. Терпимо, мы уже привыкли.
- Пишут в соцсетях, что много фейков с украинской стороны. Как люди реагируют?
- Предупреждают нас не реагировать. Но мы уже не знаем, каким новостям верить. Люди без конца сидят в телеграм-каналах: где правду говорят, где неправду, - мы ж не знаем. Созваниваемся, спрашиваем, если у кого-то родственники там. Вчера сказали: на Большесолдатское нападают, идет эвакуация. Мы созвонились со знакомыми, они говорят: нет, пока тихо. Но если ломается у нас оповещение об атаках, то смотрим в Телеграме.
- Власти общаются с населением?
- Не особо. Может что-то выложить администрация Курской области. А так, чтобы с нами выходили на связь и говорили какая ситуация в районе, то такого нет. Какую добудем информацию, такую и имеем.
- Какие у людей ожидания от будущего?
- Мы, конечно, верим, - наши ребята их остановят, но вопрос, какими силами. По ощущениям, в скором времени - точно нет.
- Из чего складывается такое ощущение?
- Ну, все же видят, враг, видимо, очень большими силами зашел.
"Было бы здорово, если бы вся Россия знала, что у нас здесь творится", - напоследок сказала Олеся.