Манипуляции с боеприпасом лишили жизни нанятого сапера со стажем. 47news посмотрел на сферу услуг, где строгие допуски, но, бывает, и на мину - с лопатой.
По данным нашего издания, в СК Ленобласти недавно обратились родственники 44-летнего мужчины, погибшего 21 июля во время поиска снарядов времен войны в СНТ "Порзолово" под Ломоносовом. По данным полиции, смертельные травмы получил при обращении с миной. Работы проводились силами частной компании, но говорят, погибший к ней отношения не имел, а выехал на место за оплату в 5 тысяч в день. Известно, что имел большой опыт службы взрывотехником.
47news посмотрел на рынок услуг по разминированию, узнал цены и правила.
Беглый поиск в Сети по Ленинградской области показал не менее пяти компаний по поиску и расчистке местности от взрывоопасных предметов. Одно объявление нашлось на "Авито". Услугу называют "гуманитарным разминированием". Для территорий, которые были связаны с военными действиями, проверка на наличие боеприпасов обязательна перед любой стройкой. Выполняют ее компании с необходимым допуском от противоминного центра ВС РФ. Пригласить спецов проверить свой участок, условно, может любой садовод или дачник (но если снаряд уже найден, нужно звонить в полицию). Цены на сайтах компаний – от 30 до 50 тысяч за гектар. В одной из фирм 47news пояснили, что окончательная стоимость зависит от "засоренности ферромагнитными предметами" (те, на которые может среагировать миноискатель). Важно, были ли на территории боевые действия, а также сроки и состояние участка. Заросшие и заболоченные дороже.
- Наша задача найти, откопать, определить, что это и в каком состоянии, а дальше правильно складировать под охраной до момента передачи на специальные полигоны. Даже если еще не откопали, но место пометили, территория должна быть оцеплена. Что вывозить опасно, уничтожается здесь же, – пояснил сотрудник одной из компаний.
На уничтожение и перевозку снарядов – отдельный допуск, есть не у всех. В таких случаях, как поясняют, "сдают военным".
- Риск подрыва велик? – спросил 47news.
- Это не частое явление, а смертельных случаев до этого вообще не припомню. Такие боеприпасы опасны при неграмотном обращении, условно, если неправильно трогать, крутить, бросать, толкать. В этом случае, скорее всего, было жесткое нарушение техники безопасности как со стороны организации, так и самим человеком, – ответил собеседник по недавней трагедии.
Погибший имел стаж более 20 лет, в прошлом – сотрудник силовых структур по специальности взрывотехник, рассказали его родные и коллеги.
- Нелегально такие работы проводятся? Скажем, за гонорар...
- Многие компании уходят от налогов. Максимум договор гражданско-правового характера могут заключить (в отличие от трудового, не подразумевает страховых выплат и компенсаций пострадавшему или его семье), а чаще просто по договоренности. Случайные люди в эту сферу не заходят, в основном, все в прошлом из органов. В среднем за день работы на руки выходит от 3 до 5 тысяч.
Если официально, компания предоставляет страховку и экипирует: шлем, бронежилет, приборы поиска и обнаружения. Все это дорого, комплект бронезащиты – около 100 тысяч, приборы доходят до миллиона. Те, кто на подработке, обеспечивают себя сами, так что зачастую там основное средство для работы - лопата.
47news обратился в компанию "Следопыт-5", которая официально проводила работы на участке в Порзолово. Представившийся исполнительным директором Михаил Максимов подтвердил, что компания по договору с заказчиком обследовала территорию на наличие взрывоопасных предметов, но погибший их сотрудником не был.
- Он знакомый одного из наших работников. Не знаю, почему поехал на наш участок, нашел наши отметки, откопал боеприпасы - 81-миллиметровые мины. Как я понимаю, взорвалась не сама мина, а та часть, где взрыватель, потому что воронки на месте гибели не было. Но этого хватило, чтобы человека повредило осколком, – рассказал Максимов и отметил, что трагедия случилась в воскресенье, когда на площадке никого из сотрудников компании не было.
Выезжавшая на место подруга взрывотехника сообщила, что видела три лопаты. За день до гибели он присылал ей с участка фото снарядов, там же – другой "копатель" без экипировки. Как отмечают собеседники нашего издания в правоохранительных органах, если манипуляции выполнялись не по договору, а в индивидуальном порядке, шансов на возбуждение уголовного дела немного.
- Все наши сотрудники прошли обучение, готовились работать на новых территориях. Экипировкой мы обеспечиваем. С нашими бы такого не случилось. Я давно в этой сфере, это первый смертельный случай, о котором я слышал. Боеприпасы, если их не бить, в костер не бросать, не пилить, относительно безопасны. На полигоне взрываются за милую душу, но для этого все-таки нужно заряд подложить, – продолжил Максимов.
- Заказов хватает? А рук? Все-таки СВО, - заметил 47news.
- Заказов все меньше, но боеприпасы продолжают находить. В Ломоносовском районе точно остались, во Всеволожском, Кировском, Тосненском. Сотрудников у нас некомплект.