На Украину готовят 24 голландских истребителя. Что изменится в бою, 47news спросил экспертов. Ответили про возвращение господства.

Нидерланды до конца месяца передадут Украине первую партию истребителей F-16, сообщило 2 июля агентство Reuters. Всего в авиации ВСУ ждут эскадрилью в 24 машины. 47news узнал о наших перспективах в воздухе.

- Само количество самолетов небольшое, их комплектация на уровне 1990-х. Изменить динамику СВО или вернуть Украине господство в небе с их помощью не удастся. Тем не менее, к этой технике нужно относиться серьезно, - считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, военный эксперт Василий Кашин. - В отличие от машин советского типа, они приспособлены для применения всех западных средств поражения. И именно поэтому могут быть опасны и способны нанести значительные потери.

По словам собеседника, вероятнее всего применение американских истребителей для патрулирования внутри страны. "Смогут бороться с российскими крылатыми ракетами, выполняя роль своего рода ПВО. До этого на земле такую функцию выполняли комплексы Patriot: оперативно перемещались вдоль границы и перехватывали снаряды", - продолжает Кашин.

- Чтобы противостоять нашим Воздушно-космическим силам, ВСУ нужно 150-160 самолетов, столько у них нет. Скорее всего, применяться эти истребители в комплекте с ракетами Storm Shadow будут как дополнение к ПВО и ракетным силам, - соглашается полковник спецназа в отставке Анатолий Матвийчук.

Airboyd, YouTube

Легкие американские самолеты весьма маневренны, их ресурс рассчитан на 8000 километров, отметил кандидат военных наук, полковник в отставке Виктор Литвиненко. В целом пользуются спросом и состоят на вооружении в 25 странах.

- Возможно, сами по себе эти самолеты очень современны для Украины, но не для остального мира. Многоцелевой истребитель с ракетами класса "воздух-земля" будет бить преимущественно по нашей тяжелой технике, скоплениям личного состава, опорным пунктам. В тактическом плане машины опасны, но решающей роли в конфликте не сыграют, - предположил военный эксперт.

Полковник спецназа Матвийчук указал на технические различия американских истребителей и современных российских конкурентов.

- Легкие истребители F-16 должны действовать в связке с тяжелыми F-15 и специальными системами наведения. Без этого такие самолеты - бесполезная металлическая болванка, - отмечает он. - К тому же, ни один аэродром Украины не соответствует стандартам НАТО по качеству взлетно-посадочной полосы и обслуживанию F-16. В целом могу сделать два вывода. Первый - Запад избавляется от хлама, чтобы официально не утилизировать. Мы эту технику собьем и утилизируем сами. Второй вывод - это номинальное заявление, мол, вот Евросоюз помогает.

Василий Кашин из НИУ ВШЭ добавил недостатков в содержании нового оружия.

- Исторически ВСУ использовали советские машины - в первую очередь из-за большого объема запчастей. Личный состав подготовлен для работы с такими самолетами, нужна переподготовка, - отметил Кашин. - Кроме того, F-16 гораздо сложнее маскировать. Не секрет, что старые списанные самолеты украинцы выдавали за действующую технику, вызывая на них огонь на аэродромах. Иностранные самолеты тяжелее обслуживать, а потеря их сложно восполнима.

В США свои самолеты называют "слонами". По данным открытых источников, один F-16 в максимальной комплектации стоит 34 млн долларов, то есть вся партия в 24 самолета - 816 млн. Российские Су-35 в середине 2010-х оценивали от 30 до 50 млн долларов за штуку. Для сравнения, основной боевой российский танк Т-90 обходится в 4,5 млн долларов.

- По последним ударам наших войск видим, что налажена атака именно на аэродромы, - продолжает Кашин.

видео Минобороны РФ/ t.me/mod_russia

Минобороны РФ утром сообщило о групповом ракетном ударе из "Искандера" по стоянке аэродрома "Миргород". Уничтожено пять действующих Су-27. Повреждены два истребителя, стоявших на ремонте.

- В воздухе F-16 и наши "Сушки" раньше вроде не пересекались, - спросил 47news экспертов.

- Наши Су-34 и Су-35 близки к пятому поколению. Их на вооружении много, применялись активно в Сирии. И войска НАТО их, кстати, серьезно опасались. Так что F-16 хватит на два-три вылета. Раньше часто перехватывали их в территориальных водах, отгоняли от границ. А это фактически тот же самый боевой вылет, только без стрельбы, - сказал Анатолий Матвийчук.

фото ОАК

Су-34 выпускается с 2014 года. Бьет на расстояние 150-600 километров. По данным на 2022-й, эксплуатировалось около 150 истребителей-бомбардировщиков. В середине июня Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сообщила о поставке на фронт новой партии самолетов.

Эксперт из НИУ ВШЭ Василий Кашин добавил, что современные Су-35 и Су-30СМ действительно превосходят противника "практически по всем параметрам", в том числе по дальности применения оружия и эффективности комплексов радиоэлектронной борьбы.

- Но бой в воздухе не ведется один на один, - говорит он, добавляя, что на исход влияет не только электронная начинка.

Собеседник вспомнил, как относительно недавно российский и американский самолеты в бою испытали третьи страны. В феврале 2019-го в бой вступили восемь "Су-30" и "МиГ-21" ВВС Индии и 24 машины Пакистана, в том числе восемь F-16. Обе стороны заявили, что сбили по одному самолету.

Примечательно, что прошлым летом президент Украины анонсировал передачу 42 F-16 от Нидерландов. Еще 19 самолетов планировала отдать Дания. Кандидат военных наук, полковник в отставке Виктор Литвиненко, в связи с этим делает неочевидный вывод.

- Гораздо более тревожно, что вместе с этими самолетами могут появиться иностранные механики, инструкторы, пилоты, а потом и другие военнослужащие. Сегодня 60 самолетов, потом 600, затем наземная техника. Ситуация очень непростая, - заключил собеседник.