В Военно-морском музее есть очень дорогая картина – в среднем Айвазовский стоит $1 млн. Холст в атрибуции не нуждается, но вопросы есть.  

В отличие от своего предшественника императора Александра I, его брат, Николай I, уделял особое внимание военно-морским силам империи. К середине XIX века российский боевой флот состоял из Балтийского и Черноморского, а также четырех флотилий: Дунайской, Архангельской, Каспийской и Камчатской.

Но между Балтийским и Черноморским наблюдалась "дистанция огромного размера": в отличие от слабо оснащенного Балтфлота, Черноморский порой превосходил лучших представителей европейских флотов. Во многом то была заслуга командующего - одного из первооткрывателей Антарктиды, адмирала Лазарева. За то время, что Лазарев стоял у черноморского штурвала (с 1832 года), в состав флота вошли 16 линейных кораблей и свыше 150 судов, для которых за границей были подготовлены первоклассные специалисты. При нем в Севастополе открыли школу для матросских детей, построили адмиралтейства в Одессе, Новороссийске.
Николай I трижды побывал на рейде Севастополя. Первый раз это случилось в сентябре 1837 года, второй – в сентябре 1845, а вот последний, третий…

Осенью 1844 года 27-летний художник-маринист Иван Айвазовский возвратился в Россию после четырехлетнего путешествия по Европе. На родине его сразу назначили живописцем Главного морского штаба России с правом ношения мундира, и с этого времени всю оставшуюся жизнь художник числился чиновником морского ведомства. Причем, самого высокого ранга, дослужившись до действительного тайного советника (2-й класс, генеральская должность). Ему был разрешен свободный доступ на все корабли империи, в том числе во время войн.

Неудивительно, что в ходе того последнего, третьего парадного смотра Черноморского флота Айвазовский присутствовал в составе императорской компании. Государь вообще благоволил художнику чрезмерно.

"Успех Айвазовского много зависел от покровительства, которое оказывал ему император Николай I. Стоя на кожухе одного пароходного колеса, царь кричал Айвазовскому, стоявшему на другом колесе: "Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!" После такого всякий из желания угодить царю старался побывать в мастерской знаменитого мариниста". (ист. – Я. Минченков, "Воспоминания о передвижниках", М., изд. "Художник РСФСР", 1965)

А это, между прочим, заказы, деньги.

2.jpg «Владимир» под командованием Корнилова атаковал и пленил 10-пушечный турецко-египетский пароход «Перваз-Бахри». Репродукция картины А. П. Боголюбова (1858). Ист. фото - art-catalog.ru

На склоне лет, ностальгически вспоминая Николаевскую эпоху, Айвазовский напишет парадное живописное полотно "Смотр Черноморского флота в 1849 году". Выставленная в 1886 году в Академии художеств картина быстро стала популярной и вскоре была приобретена обществом "Кавказ и Меркурий" (для участника Крымской войны, сенатора Жандра). Сегодня работа хранится в Центральном Военно-морском музее.

Приводим фрагмент из описания картины, размещенного на сайте "Музеи мира" (muzei-mira.com): "… В 1849 году он принимает участие в смотре кораблей Черноморского флота, проводимом императором Николаем I. Это великолепное зрелище настолько врезалось в память художника, что в 1886 году он напишет картину, посвященную этому событию … На палубе пароходофрегата "Владимир" стоит император Николай I, принимающий парад, внимательно вглядывающийся в приближающуюся эскадру. Недалеко от него рядом с адмиралом М. П. Лазаревым стоят П. С. Нахимов, В. И. Истомин и В. А. Корнилов".

Мемориальные доски на Севастопольском морском соборе. Ист. – В. Доценко, Г. Гетманец, В. Щербаков «Морские битвы России». СПб, «Аврора-дизайн», 2007

Всё так. И торжество, и гордость, вот только в 1849 году Николай I на Черное море не приезжал. То есть, совсем. В том году он был плотно занят делами сухопутными - помогал Габсбургам русскими штыками подавить революцию в Венгрии. Так что последний раз смотр Черноморского флота Государь проведет три года спустя, осенью 1852.

Разумеется, можно допустить, что 69-летнего Айвазовского банально подвела память. Четверть века спустя допущенную художником ошибку в исторической дате по собственной инициативе исправил участник Цусимского сражения, военно-морской историк Петр Белавенец в своей книге "Нужен ли нам флот и значение его в истории России" (1910). Этот монументальный труд, описывающий развитие флота и кораблестроения в России, начиная со времен Петра Великого, был издан с изрядным объемом иллюстраций. Среди них можно найти репродукцию той самой картины Айвазовского с исторически правильной датой "Высочайший смотр Черноморскому флоту в 1852 г." (стр. 203)  и точно с таким же названием оригинальный карандашный рисунок художника из личного собрания Великого князя Константина Константиновича (стр. 184).

Фрагмент книги «Нужен ли нам флот и значение его в истории России» (1910). Ист. фото - runivers.ru

Казалось бы, разница в 3 года не принципиальна. Но адмирал Лазарев не мог присутствовать на Черноморском смотре образца 1852 года по причине своей кончины в апреле 1851-го. Не было на том смотре в императорской свите и начальника штаба флота, вице-адмирала Владимира Корнилова. Каковой факт, кстати, он воспринял как личную обиду.

Из письма Корнилова брату: "На переходе в Николаев Государь осматривал флот, который по глупо выбранному манёвру не успел построиться. Флотом управлял Берх и начальник штаба контр-адмирал Васильев из Балтики demihomme, demifolit-tete (полу-мужчина и полоумный) …". (РГАДА Ф. Рукописное собрание библиотеки Зимнего дворца Д. 2156, ЛЛ. 186-187; ист. - voenflot.ru).

Айвазовский, лично побывавший на смотре 1852 года, этих обстоятельства не знать не мог. По всему выходит, что он намеренно отмотал историческую пленку на 3 года назад. Вопрос. Быть может, чтобы иметь моральное право изобразить на своем полотне легендарную четверку российских флотоводцев, имена кого внесены в героическую летопись флота: Лазарев, Нахимов, Истомин, Корнилов. Если так, то простим классику подтасовку.

Да и кто сегодня даты помнит.