Изменения в закон о перераспределении градостроительных полномочий между региональными и муниципальными властями обсудили 23 мая в правительстве. Вот, что вышло.
Докладчик, председатель Госстройнадзора Андрей Семчанков, рассказал, что предлагается передать функционал по выдаче разрешений на строительство малоэтажных жилых домов, в том числе – блокированной жилой застройки, от органов местного самоуправления – его ведомству.
В настоящее время блокированная застройка, если в доме не более трёх этажей и самих таких домов не более десяти на одной территории, возводится по разрешению муниципалов. За 2021-2023 годы органы МСУ выдали 294 таких разрешения. Как заверил Семчанков, в случае передачи функционала Госстройнадзор будет проверять соответствие всем требованиям.
Сама суть правок, судя по словам Семчанкова, пришла из Следкома Ленобласти (по информации 47news, он оговорился, речь о ГСУ МВД по СПб и ЛО), выписавшего в адрес правительства представление (от июня 2023 года. Тогда следователи сослались на возможные нарушения в сфере долевого строительства, если полномочия останутся у муниципалов).
Также председатель заметил, что в отличие от времён Советского Союза застройщики с 1990-х годов перестали обращать внимание на планирование территорий. Основными точками роста он назвал Свердлова, Мурино, Тосненский и Ломоносовский районы. В связи с этим предложил передать от муниципалов Госстройнадзору полномочия по заключению договоров о комплексном развитии территорий (КРТ). Это позволит выработать единую градостроительную политику в регионе и использовать это в качестве инструмента для создания инфраструктуры.
Губернатор Александр Дрозденко тут же поинтересовался, не последует ли за всеми этими предложениями просьба от строительного блока об увеличении штатных единиц. По словам Семчанкова, нагрузка действительно увеличится и нужно семнадцать дополнительных единиц – семь на первый пункт и десять на второй.
- Блокированная застройка – это что, таунхаусы? – уточнил глава региона.
- Это как гребенка, когда многоквартирный дом, просто состоит из секций. Это как бы блок, - ответил глава Госстройнадзора.
Семчанков, ещё раз сославшись на представление о прогнозируемых рисках, добавил:
- Мы, честно говоря, уже напуганы, и надо купировать эти риски.
- Вы считаете, что семь человек лучше разберутся, что и как строится в Ленобласти, в двухстах муниципальных образованиях? – практически срезал Дрозденко.
- Мы работу себе не ищем. Следком направил нам представление, и основания у них явно были, - ответил председатель Госстройнадзора.
Такой подход не устроил губернатора, заметившего, что избежать рисков можно другими методами – повышением квалификации муниципалов, семинарами. "Я не представляю, как семь человек отконтролируют ситуацию по всей Ленобласти. Мы ещё больше хотим на себя взять", - недовольно заявил Александр Дрозденко. Очевидно, его неудовольствие было вызвано тем, что из-за вмешательства следствия правительство должно взять на себя дополнительную ответственность.
По словам вице-губернатора по строительству Евгения Барановского, не все таунхаусы, разрешение на которые выдавали муниципалы, стали проблемными. Как объяснил он, нужно обеспечить непрерывность и синхронизацию контроля над объектами соцкультбыта.
Александр Дрозденко перескочил на другую идею, заметив, что в случае, если застройщик хочет возвести коттеджи на площади 5-10 гектаров, надо обязать его заключить договор на комплексное развитие территорий. Тогда регион не будет отвечать за десяток таунхаусов, а будет контролировать только то, что уже свыше "ста-трёхсот домиков". К тому же, девелопер будет обязан построить садики и школы.
- Тогда в договоре будем указывать, что застройщик должен участвовать в строительстве школ и садов. А давать на десять коттеджей разрешение на ввод. Иначе это точно так же, как отправлять человека, работающего на станке с ЧПУ, крутить в подвале гайки. Берём задачу, с которой сами потом не справимся, - подчеркнул он, предложив первый пункт вообще убрать из законопроекта.
Председатель комитета по градостроительству Игорь Кулаков отреагировал - по закону и так территория площадью более одного гектара развиваться может только комплексно, с накладыванием обязательств.
- Вопрос о том, чтобы передать нам полномочия по заключению договора на комплексное развитие территорий. А уже потом под этот договор передавать разрешения на строительство местным органам власти… Ну решит застройщик включить в населённый пункт пять гектаров. Прежде чем получить его под малоэтажную застройку, он должен прийти в Госстройнадзор и получить договор на КРТ. И дальше он идёт к муниципалам, и они принимают у него объект в эксплуатацию, - уже предложил Александр Дрозденко.
Глава администрации Приозерского района Александр Соклаков заметил, что за всё время, что он при власти, не было примеров, когда дома, за которые отвечали муниципалы, оказывались проблемными. Все же Дрозденко вспомнил, что на первом этапе были трудности с развитием Новодевяткино, а затем и Бугров, и в Мурино: "…Комплексность территории – это баланс всего".
Главу администрации Гатчинского района Людмилу Нещадим тоже спросили. Но она, помимо классического выражения согласия, прокомментировала, мол, обычно муниципалам присылают подобные документы на рассмотрение. Глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов со всем согласился.
- Вы хотите этот закон принять в июне уже? – явно изумился спикер ЗакСа Сергей Бебенин.
- Нет, я хочу его вам направить тогда, когда он будет доработан, - ответил Александр Дрозденко.
На том и порешили. От идеи следствия отказаться, насчёт комплексного развития территорий – написать поправки.