Вековое финское сооружение дает воду и защищает поселки в Выборгском районе Ленинградской области. Про него вспомнили, но наводнение в Орске, говорят, ни при чем. 47news выяснил, какие есть опасности. 

В поселке Перово (Гончаровское поселение) в апреле начался ремонт старой плотины, построенной в 1890-м году. В том веке она снабжала водой ныне заброшенный гвоздильный завод. Сейчас это некрепкое с виду сооружение, которое посещают туристы, но по функциям - очень важное.

Фото: читатель 47news

Во-первых, гидротехническое сооружение (ГТС) защищает от подтопления поселение, особенно в период паводка. Во-вторых, плотина образует водохранилище - а это водоснабжение близлежащих поселков Перово и Гончарово с населением 3,5 тысячи человек. Вода оттуда также используется для охлаждения местной электроподстанции. В-третьих, сооружение служит как пешеходный и автомобильный мост через реку Перовка. По словам жителей, другой дороги до садоводств на противоположном берегу просто нет. 

При этом объект, по данным областного комитета по природным ресурсам, после развала СССР больше не ремонтировали. Глава администрации Гончаровского поселения Андрей Симонов отметил 47news, что плотиной после банкротства завода "никто не занимался". Но "своевременно открывали шлюзы", чтобы снизить уровень воды.

- Какие-то риски были? Протечки, прорыв, - спросил 47news. 

- Наверное, были. Часть затворов, которыми регулируется уровень воды, заклинило, открываются только два. Были случаи, когда вода переливалась через мост, но подтапливало тогда не сильно, люди по мосту ездили нормально, - отметил Симонов. 

В ГКУ "Агентство природопользования" Ленобласти (заказчик ремонта, отвечает за безопасность всех ГТС в регионе) 47news сообщили, что в ходе ремонта будут восстановлены крепления берегов водоотводящего канала, мостовые конструкции и подмостовое пространство. Движение на мосту ограничат, но не перекроют. 

- Работоспособность системы управления затворами в процессе ремонта будет восстановлена частично. Это нужно для безаварийного пропуска весенних и осенних половодий. 

- Работы как-то связаны с ситуацией в Орске? Столько лет плотина стояла, а тут вдруг ремонт

- Контракт заключили в декабре 2023 года. Мы ответственно относимся к своим обязанностям в вопросе обеспечения безопасности ГТС.

Контракт на ремонт выиграла компания "Стройград". По СПАРК, это ООО зарегистрировано 5 лет назад в Петербурге с видом деятельности "строительство автомобильных дорог и автомагистралей". Оборот в 2023 году - 3,07 млн, прибыль 268 тысяч рублей. Руководитель и владелец - Алексей Ульянов. В госконтрактах - ремонты элементов благоустройства, мостов, подземных пешеходных переходов и даже выкашивание травы. ГТС нигде не упоминается. 

По телефонам "Стройграда" на момент выхода публикации никто не ответил. В Агентстве природопользования пояснили, что сотрудники компании аттестованы в области безопасности ГТС и имеют право выполнять такой ремонт. 

По данным Госзакупок, контракт на 6 миллионов рублей со "Стройградом" заключен на ремонт двух плотин: в Перово (на сумму 2,36 млн) и в Вартемягах Агалатовского поселения Всеволожского района (3,63 млн). Сроки - до ноября 2024-го.

К контракту приложен техотчет по результатам обследования плотины в июне 2023-го. Там говорится, что на плотине из 10 затворов осталось пять, "находятся в полусгнившем нерабочем состоянии". "Все металлические элементы подъемных устройств имеют значительную коррозию". Мост и пространство под ним "в неудовлетворительном состоянии". Есть разрушение асфальта, глубокие ямы, трещины, ограждения ржавые, часть секций деформирована. Упомянуты разрушения каменной кладки и защитного слоя бетона.

Отдельно указано про разрушение стенки плотины. "Виден прорыв водяного потока", – говорится в отчете. 

photo_2024-04-12_18-11-05 (2).jpg

Тем временем в выборгских пабликах жители высказывают опасения, дескать, плотина нормально стояла больше века, а теперь такое вмешательство. Мол, лучше бы все оставить, как есть.

"Лучше уж не трогать, она еще 100 лет простоит", - пишет местный житель Кирилл. 

Кто-то рассуждает, что раз строили финны, то их и следует приглашать на ремонт. Впрочем, есть и слова поддержки: "Наконец-то опомнились". Шутки тоже имеются. "Пусть сначала крыс перетравят, а то вдруг и эту дамбу погрызут", - пишет Мария (грызунов называли как одну из причин прорыва дамбы в Орске). 

Отметим, что риски с плотиной в Перово официально пока не изучены: комплексное обследование ГТС, по данным Агентства природопользования, запланировано. 

"Это даст полную картину технического состояния сооружения с оценкой рисков разрушения и возможности возникновения чрезвычайной ситуации", - заявили в Агентстве.

Декларация безопасности с расчетом вероятного вреда готовится параллельно с ремонтом. 

Евгения Парникова,

47news 

Контекст:

5 апреля в Орске прорвало дамбу стоимостью около миллиарда рублей. Возбуждено уголовное дело о халатности и нарушении строительных норм. Подтоплены оказались более 10 тыс. домов, потребовалась эвакуация тысяч человек. Из-за подъема воды режим ЧС также введен в Тюменской и Курганской областях, власти Оренбурга призывают население срочно эвакуироваться. В Тихвинском районе Ленобласти подтопление обошлось без ЧС.