47news нырнул в толпу у посольства России в Армении. Под флагами пяти стран стояли часами, про власть говорили по-английски.
- Помнишь, люди стояли с цветами на кладбище? Ну вот здесь примерно то же самое, - около полудня 17 марта парень, стоявший за мной, рисовал кому-то по телефону протяженность очереди в посольство России в Ереване.
Длина такая, что змея-очередь вытянулась по двум улицам и проспекту имени армянского языковеда Месропа Маштоца. К половине первого сзади пошла молва, мол, кольцо вокруг диппредставительства вот-вот замкнется. Над желающими проголосовать на флагштоках ветер раздувал флаги России, Армении, Германии, Франции, Италии. Как будто ничего и не было.
- Ну она говорит "да я приеду попозже…". Что-о-о-о?! - вдруг закричал в трубку молодой человек в бежевом пальто, бросив взгляд туда, где заканчивались стоящие.
Публика разнообразная. В основном молодежь. Тот, что за мной - явно IT-шник, и их много. Есть и россияне из соседней Грузии - там из-за проблем в дипотношениях участки не открылись. Между умными и обеспеченными пенсионеры, неброские пары с детьми в колясках. Выделяются в толпе фрики с ирокезами, соломенные шляпы и редкие плакаты. Мимо шагают известные армянские стендап-комики. Один из них еще недавно юморил в Москве. Шагающие в конец подбадривают стоящих аплодисментами. Тут без попыток пройти первым или мимо стоящих. Брани и оскорблений не слышно. Остается наблюдать, как очередь волнами-покачиваниями шагает вперед и вперед.
- Новости из России: певец Shaman проголосовал на выборах президента, - объявляет молодой парень из компании девчонок. Они смеются. Через пару минут мимо этой очередь пролетела Kia, где из динамиков тот же артист: "Я русский, я иду до конца".
Под ласковым солнцем Еревана сложно без еды и питья, и находчивый народ приходит друг другу на выручку. На тротуарах появились канистры с водой и пластиковыми стаканчиками.
- Кто-то хочет пиццы? А чего смеетесь? Самоорганизация так и выглядит! – протягивает отзывчивый замершим коробку пепперони.
Еще штрих - напротив знаменитого коньячного завода очередь извивается, освобождая проезд машинам.
Местные на толпу русских, стоящих вдоль дороги, реагируют по-разному. Особенно остро - на пешеходных переходах. Краем уха: армянка бранит двоих наших по-английски. Было слышно что-то про "power" - про нее, про власть. Мимо очереди едут "Мерседесы" и "Ауди". Из них раздаются гудки, и как будто в поддержку. Или точно – как будто.
- Три места до Гюмри! Вам только надо добраться на такси туда, где у нас припаркована машина, - приглашала соотечественница проголосовать в городе, где стоит база российских миротворцев.
Ближе к зданию посольства те, кто пришел еще утром. Им лучше видно табличку заветного избирательного участка - он 8026-й.
- Мы тут стоим с 9:20, тогда очередь еще не была такой большой. У вас шансов мало успеть, поезжайте лучше в консульство, очередей нет, а ехать полтора часа, - посоветовала мне компания юношей. А перед ними еще человек двадцать.
Через монументальную проходную пускают не больше десятка. Дежурит полиция, а командуют армянские военные. Как только их офицерам не жарко в бушлатах и меховых шапках.
- Проголосовали? А можно только по заграничному, или общегражданскому? - первым делом спросил меня таксист, с кем уезжал от посольства.