Скулшутинг в Брянске вменили охраннику и замдиректора. 47news опросил руководителей учебных заведений Ленобласти. Те в один голос: проверить каждого – утопия.
В соцсетях активно обсуждаются репрессии следствия после фатальной стрельбы в гимназии №5 в Брянске. Многих удивила суровость мер, в частности - арест женщины-охранницы и замдиректора.
- В первую очередь, виноват родитель, оставивший оружие без присмотра. Есть факторы, а есть условия, - а здесь были созданы все условия. Конечно, работа школы важна, но сейчас многие школы переполнены... это просто невозможно отследить, кто из учеников что думает, – говорит директор Муринского ЦО №4 Константин Белов.
– Охранник мог предотвратить?
– Если кто-то что-то несет, не каждый охранник обратит внимание. Мы не оставим незамеченным, если это какая-то большая спортивная сумка, но там был тубус: мало ли, - ватман несла. Еще вопрос вызывает алгоритм работы арок-металлодетекторов, – они же звенят на все: телефон, ремень, какие-нибудь застежки на рюкзаке... Досмотреть каждого не представляется возможным. Я думаю, если бы в каждой школе сидел на охране представитель Росгвардии с оружием, который знает, как работать в таких условиях, и который способен отслеживать [подозрительное], то ситуация была бы иной.
14-летняя принесла в школу дробовик в тубусе для бумаг, зашла в класс и открыла стрельбу. Уголовные дела возбудили в отношении женщины-охранника (ее арестовали), и замдиректора школы по хозработе. Первую обвиняют в том, что допустила в здание ученицу с оружием, вторую – в "ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по контролю за соблюдением пропускного режима".
– Классный руководитель?
– Должен был заметить, если в поведении ребенка что-то не так. В классе не тысяча человек, конечно, нужно было обратить внимание: кто замкнулся в себе, или еще что-то. Обсудить это... есть родительские чаты и так далее.
По словам директора лицея №1" во Всеволожске Сергея Федулова, в таких случаях ответственность неизбежно ложится на сотрудников школы.
– Если честно, - просто нашли стрелочников. Сейчас их пытаются сделать виноватыми. Не могу сказать, какие условия были в той школе, но с чем заходят все ученики невозможно проверить. Даже если это какая-то спортивная сумка: может, ребенку потом на секцию лыжного спорта. Это печально, и так не должно быть.
Руководитель школы в Сертолово Ярослав Константинов считает, что виновным во всем, что бы не случилось, всегда может быть только один человек.
- За все несет ответственность директор школы. Если он отрабатывает все согласно инструкциям, документам, инструктажу то ничего подобного не случится.
- Каждый несет ответственность, но если говорить об охране, то никто не будет проверять тубус. Тем более, сейчас Новый год, дети рисуют стенгазеты и так далее. С одной стороны – да, должны были заметить, но она же не с ружьем наперевес шла, как охранник должна была определить, что там оружие? Рамки пищат на все, будь то телефон, или часы. Заставлять каждого вынимать все? Щупать мы никого не имеем права. Дети идут потоком, – поделилась директор кракольской школы Людмила Васильева.
Один из директоров и вовсе заявил нам о том, что рамок в его школе нет, и выразил неуверенность в том, что они нужны. "Может, есть смысл применять для незнакомых взрослых, просить их раздеться и пройти. Но для детей – бесполезно". Впрочем, по факту, такое же мнение, но более дипломатично выражают и его коллеги.
По словам собеседницы, нельзя забывать о буллинге – если он имел место, то что могли бы сделать охранник и замдиректора.
- Если была травля, почему родители не пришли, не заявили об этом? И классный руководитель, и учителя-предметники должны были заметить. А откуда потом появилась информация о травле? Если от детей, то они все соучастники, – почему никто не сказал раньше, не защитил ее? – полагает Васильева.
Однако далеко не всегда есть возможность отследить ту самую опасность, считают педагоги.
- Есть дети, которые идут на контакт, а есть очень скрытные. Некоторые месяцами могут в школу не ходить, а родители потом приносят какие-то справки, объяснения. Понять, что внутри каждой семьи очень сложно. Мы пытаемся воспитывать детей, но в школе дети проводят всего 5-6 уроков, а все остальное время они - с родителями. Мы не можем контролировать их досуг. Родители говорят – "мы работаем", но школа в любом случае не видит того, что видят дома. Школа всегда стрелочник, поэтому сюда неохотно идут работать, – говорит Сергей Федулов.