Ради куска хлеба они пошли в цирки и балаганы. Но 47news про киномоду на казаков.
Ист. фото - humus.livejournal.com
К середине 1920-х казакам не удалось отстоять своей самобытности - часть из них вынужденно смирилась, другая влилась в мощную волну русской эмиграции. Те, у кого имелась такая возможность, наводнили Варшаву, Париж, Прагу, Берлин. Разумеется, там их никто не ждал. Без гроша за душой и без знания языков и все же именно казакам оказалось чуть проще – сказалась привитая службой самодисциплина и привычка к общинному укладу. Их традиции оказались востребованы.
Ист. фото – barynya.com/cossack.us/old_photos
Ради куска хлеба они пошли в цирки и балаганы. Ярким мазком этого коснулся Михаил Булгаков. В его "Беге" (1927) есть адъютант генерала Хлудова, есаул Голован. Бежав в Константинополь, он создает цирковую труппу казаков и ежевечерне развлекает местную публику, демонстрируя высочайшую технику джигитовки и запредельную лихость. Еще круче в те годы было в Париже.
Воспоминания потомственного казака Терентия Глобы: "Мы прочитали объявление о том, что русский генерал Шкуро собирает группу казаков: музыкантов для духового оркестра, конников для цирковой джигитовки, танцоров… Моего друга зачислили в хор. … И как же был удивлен и обрадован, когда увидел здесь бывшего моего начальника, командира "Волчьей сотни" сотника Галая. Он взял меня ухаживать за его лошадьми".
В годы Гражданской войны популярность кубанца Шкуро зашкаливала. К 33 годам – генерал. Типаж! Обладатель вышей награды Великобритании (орден Бани 1-й степени). "Белый партизан". "Народный герой". Теперь лишь джигитовка. Правда, не отнимешь - с размахом. Набранная Шкуро труппа казаков-джигитов насчитывала 250 человек: 80 наездников, 40 трубачей, 100 хористов-песенников, 20 танцоров и 10 человек обслуги.
Ист. фото – barynya.com/cossack.us/old_photos
Из мемуаров участника труппы казака Солодухина: "Все представление имело исключительный успех. … в открытых автобусах по 30 человек в каждом, сидели казаки рядами, представляя собою русский национальный флаг: шесть пар в белых черкесках, шесть пар в синих и шесть пар в красных. И таких автобусов для рекламы было 8—10, ходили они по самому центру Парижа. В то время Париж был, что называется, "в казачьих руках". По всему Парижу только и говорили про казаков".
После триумфальных выступлений в Париже казаки ускакали в турне по Европе. Включая сытую Англию. Но ставка на сборы в Лондоне не сработала.
Слово Терентию Глобе: "Спонсировал труппу сирийский миллионер, господин Саказан. Но он обанкротился. Я устроился на кирпичный завод. Однажды получил телеграмму от сотника Проценко, в которой он предлагал мне приехать в Париж и подписать контракт на цирковое турне по Америке. Я сразу согласился".
Контракт финансировала крупная американская компания "Муви Кэпитал Корпорэйшен", и гонорары там были высокие.
В Голливуде у кубанцев имелись две лошади, выученные «падать на карьере». До той поры ковбои таких номеров не делали и взялись перенимать их отчаянно. Ист. фото – classic-movies.blogspot.com
Русские идут! Летом 1926 года кубанские казаки дают концерты в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде. Везде – восторг и аншлаг. Но тут некстати умирает президент "Муви Кэпитал", и новые хозяева фирмы прекращают спонсирование гастролей. Кубанцы снова остаются у разбитого корыта. Пока не закончилась рабочая виза, многие пытаются найти хоть какую-то поденщину. А горстка самых отчаянных сорвиголов, купив на последние деньги несколько подержанных машин и имея лишь приблизительное представление о вождении, направляется через всю страну на запад, в Голливуд. Не зря говорят, нахальство – второе счастье. Завязавшиеся на месте знакомства с легендарным Дугласом Фербенксом и другими звездами киноэшелона открыли им доступ на съемки.
В октябре 1926 года они дебютировали статистами при экранизации романа Льва Толстого "Воскресение". А уже к зиме получили новое предложение – поучаствовать в военном боевике "Последний бой", повествующем о трагическом сражении генерала американской армии Джорджа Кастера с превосходящими силами индейцев. Главную роль в фильме играл легендарный актер Тим Маккой, будущая звезда голливудских вестернов 1930-1940-х.
Слово Гавриилу Солодухину: "Мы, казаки, "работали" в этом фильме "индейцами" — совершенно голые, только спереди интимное место было прикрыто маленьким куском кожи. … В наши волосы втыкали перья. На лошадях мы скакали без седел".
Джон Гилберт, американский актер (1897-1936). Ист. фото - kinopoisk.ru
На волне интереса к русским в целом и казакам, в частности, режиссер Джордж Хилл решается на очередную экранизацию Толстого – на сей раз повести "Казаки". Картина задумывалась масштабно. Достаточно сказать, что для массовки, помимо прижившихся на студии кубанцев, привлекли сотню ковбоев. А в 25 милях от Голливуда с максимальной дотошностью выстроили бутафорскую казачью станицу (с церковью, с куренями) и горский аул.
Снова Солодухин: "Мы, джигиты, бились, как печенеги. … Но немало из нас в этой картине поломали свои ребра во имя чести и славы казачьей".
Фильм "Казаки" был благосклонно принят критиками и собрал неплохую кассу. А вскоре в Голливуде окончательно вошли в моду вестерны. И кубанские гастарбайтеры опять оказались востребованы – изображая ковбоев и индейцев, они обучали искусству верховой езды и джигитовки американских каскадеров.