Пока на Чёрном море заколачивают зерновой коридор, через Ленобласть прошли первые 200 тысяч тонн пшеницы. Она не наша и не для нас, но судов уже с десяток.
Как сообщили 18 июля 47news в правительстве Ленинградской области, через терминал "Порт Высоцкий", который прежде ассоциировался исключительно с углём, перевалены первые 200 тысяч тонн зерна. Это экзотическая для наших портов грузовая номенклатура, так как фактически вся перевалка этой культуры осуществляется в Азово-Черноморском бассейне.
Новость о нашем "грузе 200 тысяч" в Африку пришла на фоне сообщений о том, что черноморская зерновая инициатива трещит по швам. А высоцкие зерновые манёвры интригуют тем, что в конце апреля, отправляя тестовую партию пшеницы из Ленобласти в Африку, таможенники закрасили на фотографиях название судна.
На момент подготовки материала в ООО "Порт Высоцкий" не смогли сформулировать свою позицию по поводу замещения угля зерном, а также подтвердить цифру 200 тысяч тонн, попросив письмо. Но, если посмотреть, что за балкеры уходили с зерном от первого причала Высоцка и сложить размер их заявленных судовых партий, то этой цифре можно доверять. Как правило, конечным пунктом доставки груза объявлялся североафриканский Тунис.
Суда с зерном из Высоцка май - июль 2023
Сама Ленинградская область не производит продовольственную пшеницу. Зерно, которое пошло на экспорт через 47 регион, пришло по железной дороге из Омской области и Казахстана.
По итогам прошлого, 2022 года, в Ленинградской области отчитались о рекордном за всю свою историю региона урожае зерна 171 тысяча тонн. Выращиваемая в хозяйствах Ленобласти пшеница, также как рожь и ячмень, являются фуражными культурами. Они используются для животноводческих кормов. В свою очередь продовольственная пшеница, необходимая для производства хлеба, идёт даже не в Ленобласть, а в Санкт-Петербург, где сосредоточены практически все мельничные мощности, работающие на два соседних субъекта.
Как рассказал 47news аграрный вице-губернатор Ленобласти Олег Малащенко, несмотря на то, что прошлый год был по фуражному зерну для региона рекордным, пока обеспечить себя этим продуктом самостоятельно регион объективно не может.
- В год нам необходимо полтора миллиона фуражного зерна. Основной его потребитель наши птицефабрики. Они, в свою очередь, дают мясо птицы и яйцо. Учитывая, что у нас в планах выйти на 4 млрд яиц в год, зерна нам потребуется больше. Везём его из Краснодарского края, с Алтая, но, проще сказать, что везём его со всей России. Понятно, что в такой ситуации наше, ленинградское зерно, за границу не идёт, - сообщил 47news Малащенко.
Кроме терминала "Порт Высоцкий", который начал зерновой экспорт после долгих лет работы с углём, в Ленобласти существует ещё три проекта портовых зерновых терминалов. В их случаях речь не идёт о радикальной диверсификации, это новое строительство.
Рядом, в том же Высоцке, свой зерновой комплекс возводит компания "Технотранс". Соглашение о строительстве терминала губернатор Дрозденко подписал с генеральным директором железнодорожного оператора "Технотранс" Виктором Чуйкиным в 2019 году в рамках Петербургского международного экономического форума. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 13 млрд рублей. Пропускная способность морского грузового терминала составит до 4 млн тонн в год, а мощность производственного комплекса — 200 тысяч тонн в год. Начать первые отправки в компании обещали в конце 2024 года.
Заняться перевалкой зерна в Усть-Луге собирается и компания "Новотранс" миллиардера Константина Гончарова, которая реализует в Лужской губе проект Lugaport. Анонсировалось, что проект должен быть завершен к 2024 году. Предусмотрено строительство 20 зернохранилищ, что позволит увеличить перевалку до 24 млн тонн в год.
Кроме этого, есть проект "Балтийского зернового терминала" от калининградской УК "Содружество". Компания долгие годы искала место на побережье Финского залива под свой транспортно-логистический комплекс, пока не получила согласование на стройку в бухте Батарейная под Ломоносовом. Но против нового порта так громко кричали местные жители, что проект "Содружества" решили перенести от греха подальше в большую Усть-Лугу. Теперь об этом проекте известно то, что он будет.
Александр Калинин,
47news
Контекст:
17 июля в Кремле заявили, что зерновая сделка между Россией, Украиной, Турцией и ООН фактически приостановлена. Россия уведомила Турцию, Украину и ООН о возражении против ее продления, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что сделка будет возобновлена после выполнения обязательств сторон перед Россией.
Черноморская инициатива, которую 22 июля 2022 года подписали представители России, Турции, Украины и ООН, предполагает вывоз украинского зерна и продовольствия, а также удобрений по Черному морю из трех портов, включая Одессу. Вторая часть - меморандум Россия - ООН, рассчитанный на три года - предусматривает разблокировку российского экспорта продовольствия и удобрений, среди главных задач были обозначены переподключение Россельхозбанка к SWIFT, возобновление поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания, восстановление работы аммиакопровода "Тольятти - Одесса" и ряд других мер.