Знакового бизнесмена Васильева больше ничего не связывает с Петербургским нефтяным терминалом. Он его подарил. История болезненно-сенсационная.

Точкой отсчета нового времени в жизни важной петербургской фигуры Васильева и стратегического портового актива – Петербургского нефтяного терминала является 23 января 2022 года. По информации 47news, именно тогда начальник личной охраны обнаружил Сергея Васильева без сознания. Случилось это в полдень, в апартаментах Васильева на Каменноостровском проспекте, 44 (покои эмира Бухарского с конца 90-х принадлежат бизнесмену).

Сергея Васильева увезли в дежурную Мариинскую больницу, где его уже спасали в реанимации. Примерно через месяц по рынку поползли слухи, но без какой-либо конкретики. Причем, и сегодня игроки портового направления мало что знают о последствиях.

67-летний Сергей Васильев давно является своего рода петербургским кодом. Рожденный в Вырице, где сегодня стоит его небывалой роскоши особняк, крайне похожий на Версаль, он прошел сложный путь, по которому можно изучать историю российской буржуазии. Даже в советские 80-е годы его слава авторитетного спортсмена гремела на Невском проспекте. С тех времен он не раз платил за влияние приговорами и покушениями. Последний раз его расстреливали из Калашникова недалеко от Каменноостровского (в 2016-ом заказчиком признали Барсукова-Кумарина). Все же с конца 90-х он был совладельцем "Петербургского нефтеналивного терминала" с Дмитрием Скигиным, а после его смерти в 2003 году имел 50 на 50% с его двумя сыновьями и дочерью.                  

По данным нашего издания, через четыре месяца, в мае 2022 года, супруга Сергея Васильева смогла перевести акции АО "ПНТ" сначала с офшора на Кипре на мужа, а к декабрю прошлого года оформить дарственную от Сергея Васильева на себя лично. Такие процедуры возможны лишь при исключительных условиях.

В бесхитростной теории есть три варианта.
Основной: поскольку такие фигуры как Сергей Васильев в МФЦ не ходят, то, как правило, у них есть предыдущие доверенности на подачу соответствующих документов. Тогда по факту при тяжелом заболевании присутствия лица не нужно, а остальное остается на совести тех, кто за него подает. Если это сделано криво, то рано или поздно это может нехорошо закончиться. (Не забывать про использование Госуслуг, когда от лица требуется электронная цифровая подпись. Она отделима от человека).

Если заранее нет ничего, то возможен второй вариант: когда человек утрачивает дееспособность, подается иск по признанию недееспособности. Это длительное гражданское судопроизводство, назначается опекун, и только с его ведома предоставляется распоряжение имуществом, но никак не владение. Так как человек еще жив.

И третий - выделение супружеской доли на раздел имущества за весь брачный период. При бизнесе, зарегистрированном в офшоре, это посильно даже в современных сложных условиях, но предельно длительно.

Навряд ли эти три схемы уместны при исследовании того, как происходило дарение Сергея Васильева. По информации 47news, на процедуре с Сергеем Васильевым кроме нотариуса присутствовал рукоприкладчик. Несмотря на то, что журналисту не удалось найти дополнительную информацию, в нашем случае принципиальные объяснения допустимы.   

В отличие от нотариуса, кто только заверяет, рукоприкладчик не подписывает, а компенсирует волю. Допустим человек без рук или в том состоянии, в котором может лишь показать согласие – к примеру, моргнуть. Главное, что воля должна быть каким-то образом выражена (Предусматривается, что в будущем по закону будет необходима видеозапись). Сегодня же рукоприкладчиком может быть кто угодно. На дарственной внизу пишется: "Ввиду болезни ФИО и по просьбе ФИО подписано рукоприкладчиком".  

Что касается суммы, эквивалентной подарку жене, то она более чем внушительная. А, может быть, и рекордная.

Цифру можно рассчитать двумя типичными методами. Первый - по бухгалтерской стоимости чистых активов. Согласно последней отчетности ПНТ, это 12,4 млрд рублей. То есть, 50%, уже принадлежащие Елене Васильевой, примерно стоят 6,2 млрд. Второй учитывает перспективы и потенциал: чистая прибыль с мультипликатором. В портовой среде за базу можно взять минимум коэффициент 5. В этом случае стоимость бизнеса можно оценить в 20 миллиардов, а дар в 10 млрд.

Правда и то, что последнее десятилетие Сергея Васильева многие воспринимали с несколько уважительной иронией. Как правило, его наблюдали в Роллс-Ройсе, прилетающего на Петропавловку на личном вертолете, на черной шикарной яхте. Его характер тоже не секрет для Петербурга – при всем показном великолепии щедрость ему категорически не свойственна.       

Тем временем, даже те бизнесмены, кто обычно в курсе невидимых событий, обсуждают судьбу и здоровье Сергея Васильева с расплывчатыми формулировками, мол, "скорее всего", "люди говорят". Причем, до сих пор так никто и не понимает, где сейчас Сергей Васильев. Возможно, он находится у себя во дворце под Гатчиной, а, может быть, за границей.

О корпоративном конфликте между новым совладельцем АО "ПНТ" Васильевой и братьями Скигиными вы можете ознакомиться на "Фонтанке".