Дело о мятеже прекратили, а изъятые на обысках горы денег не отдают предводителю. Юристы вспомнили о праве, а практики о революционной целесообразности.

По информации 47news, следствие ФСБ и не собирается возвращать 10 млрд рублей, изъятых на обысках по петербургским адресам Евгения Пригожина.

Мы уже рассказывали, что "Газель" у "Дворца Трезини" на Васильевском острове хранила коробки с 4 млрд рублей, а Citroen на парковке отеля River Palace - еще 6 млрд рублей. Золотые слитки и валюта тоже остаются в недрах ведомства.

"По поводу этих миллиардов сейчас начнется прокурорская история, Пригожину они не грозят. Прокуратура выйдет в суд, и все ляжет в бюджет", - прокомментировал журналисту нашего издания один из участников тех ярких мероприятий.

Все же 47news поинтересовался у юристов, можно ли в правовом поле уголовное дело прекратить, а изъятые вещи и ценности, не запрещенные на территории РФ, арестовать и обратить в доход государства. Вышло, как в той поговорке про три мнения.

"Если во время обысков были изъяты деньги, у них две судьбы. Если их не признали вещественными доказательствами, то возвращают сразу. Если признаны, а дело было прекращено, то после этого тоже должны вернуть", - уверен Евгений Тонков, адвокат фирмы "Тонков и партнеры".

В мирной практике после прекращения уголовного дела изъятое возвращают обратным порядком. Бывший подозреваемый пишет ходатайство следователю, тот обращается в банк, получает деньги и под роспись вручает в кабинете.

"Одновременно с прекращением уголовного дела должны вернуть и деньги. Если этого не произошло, то это вина следователя с конкретной фамилией. И когда все-таки вернут, у собственника возникнет право подать гражданский иск о компенсации ущерба: посторонние лица пользовались его деньгами", - убеждал 47news адвокат, кандидат юридических наук Сергей Азаров.

Следующий наш собеседник тоже согласен, что правовых оснований оставить изъятое на обысках маловато, но есть перспектива в бок: "Можно, конечно, искусственно затягивать передачу. Но бывают и случаи, когда выделяется новое уголовное дело. Например, о незаконной банковской деятельности. Тогда деньги остаются у следствия".

Мы видим, что здесь юристы руководствуются идеальным правоприменением.

"К материальным ценностям относятся очень скрупулезно и по возможности стараются сразу передать в банк", - говорит в прошлом следователь.

Уголовное дело о вооруженном мятеже возбуждено вечером 23 июня, прекращено утром 27-го. Евгений Пригожин при обысках не присутствовал и, по нашей информации, следователями не допрошен.

Тем не менее адвокат Тонков развивает сюжет. В сегодняшних реалиях он уверен, что хозяину придется потрудиться, чтобы вернуть тонны денег.

- Еще нужно доказать, кто был непосредственным владельцем. Для этого нужны бухгалтерские документы. Например, справка о выдаче под отчет или о доходах. Нужно же, как-то объяснить, как у вас эти деньги оказались, - говорит адвокат Тонков. - Если собственность не подтверждается, следователь откажет. Если не согласны, можно обращаться в суд.

- А если и он решит в пользу силовиков?

- Тогда деньги обращаются в доход государства.

Собеседник добавил, что ходатайства во время расследования уголовного дела рассматривают в течение трех суток, когда оно прекращено - в течение 30 дней.

"Электронные носители по закону должны возвращать в течение 10 дней", – отметил Сергей Азаров (Мы знаем, что на тех же обысках изъяли вагон серверов с различных компаний Пригожина).

"Тут надо смотреть по-другому. Есть же инструкции Центробанка. Что-то мы о таком забыли. И апеллировать надо не уголовкой, а вопросом – чем докажешь, что они твои? Тем более, что Пригожин даже не допрошен. Но если - хотя сегодня это нереально - Пригожин скажет: "Это мое", - то неси подтверждение. Мое – это чье? Его компании "Конкорд"? Посмотрим на кассовую дисциплину. Мое – это водителей "Газелей"? Мои аплодисменты. Бесхозное чье-то? Замечательно. А потом в таких ситуациях власть во все времена руководствуется не параграфами, а революционной целесообразностью", - убедил нас практик-практик, один из следователей ГУ МВД.