Три месяца на СВО хватило петербуржцу, чтобы уже дома подскакивать от фейерверков и полюбить ежедневную рутину. 47news услышал от добровольца про злые разговоры гражданских.
47news поговорил с одним из вернувшихся с Украины. Больше обстановки за ленточкой нас интересовало, как он заново привыкает к жизни в тылу.
- По настрою людей видно, как атмосфера на гражданке изменилась. По крайней мере в моем окружении совсем по-другому стали разговаривать. Чаще стали слышны реплики вроде "Когда все это закончится" и так далее. То есть физически и морально устали. Те, с кем говорил, в основном в удрученном состоянии, - говорит наш собеседник Сергей.
- С коллегами успели поговорить?
- От них только и вопросы - почему вы так долго, что так медленно. Объясняю, что не все же в состоянии решить рядовые солдаты. Если снабжение задерживается, не можем продвигаться. У нас тоже все не сразу и не вдруг. Для каждого подразделения все это было в диковинку, приходилось ориентироваться на ходу. Некоторые даже просят не поднимать тему, потому что уже устали обсуждать. Спорить или обвинять их я не в праве. Да все понятно, люди такому вряд ли могут быть рады.
- А в окопах что, все воодушевленные?
- Тоже по-разному. Есть стопроцентные патриоты. А есть простые мужики, думали справятся, а неделю-полторы побыли и понимают, что это не их: "О как, не ожидали". Ну они не люди войны. Конечно, там тоже слышал вопросы, что мы здесь делаем, для чего это все, когда кончится. Во время Второй мировой наверняка были люди, которых волновало то же самое. Вообще то, что сейчас происходит на Украине, по масштабам и интенсивности ни в какое сравнение не идет ни с первой, ни со второй Чеченскими войнами.
- Как родственники встретили? В плане быта что-то поменялось?
- Вообще по-другому начинаешь смотреть на жизнь. До отправки каждое утро просыпался, шел на работу. То есть для меня это была такая бытовая рутина, каждый день одно и то же. Теперь, насмотревшись, как отправляют "200-х", "300-х", на гражданке обращаешь внимание на все мелочи. Утром проснулся, есть возможность выйти на улицу, отдохнуть, погулять, поговорить с близкими - уже, считай, праздник.
47news подробно рассказывал об истории петербуржца, который отправился на спецоперацию добровольцем - зарабатывать на операцию сыну. В бэкграунде - служба в погранвойсках на Северном Кавказе. Через три месяца пришлось срочно возвращаться - заболела жена. После той нашей публикации провести бесплатную операцию вызвались в Педиатрическом университете. Но сам Сергей следом за женой попал в больницу. Перспективы его новой поездки неочевидны - лечение займет минимум полгода. В разговоре вспомнил не только про хилое самочувствие.
- В Новый год вокруг дома фейерверки, а взрывы некоторых зарядов очень похожи на боевые. Я одно время даже в окно выглядывал - что за ерунда. Особенно когда мощные петарды взрывались, хлопки такие неприятные. В голове легкая тревога, но я понимаю, что нахожусь в мирных условиях. И все-таки вскакивал - вдруг что-то случилось.
- Что со сном и какие-то армейские привычки привезли с собой?
- Сны с сюжетами оттуда бывают, но в плане природы, в основном, украинские пейзажи. Из привычек, скажем так, - все носить с собой. В первую очередь складываю в рюкзак ножик перочинный. Потому что не знаешь, где окажешься или застрянешь, что нужно будет открывать.
- Телевизор же смотрели и до поездки, и после. Теперь выпуски новостей для вас другие?
- Официальная информация в новостях всегда отличалась от реальной. Сложности фронта в этих выпусках подробно не раскрываются, а я теперь понимаю чуть больше, чем обычный телезритель. То есть ведущий просто говорит "продвинулись на полкилометра или на 200 метров". Но это все-таки не 10 метров пробежать. Те же 200 метров - это высокая плотность огня, много жертв.
- Что еще поняли, побывав на передовой?
- Взгляд на мир, конечно, поменялся. Уезжал я со знаниями о "зоне АТО" (антитеррористической операции) и организациях националистов. А как прибыли, увидел простых жителей: бабушек, дедушек, таких же работяг, как я. Те, с кем говорил, всю жизнь занимались сельским хозяйством: природа и погода располагают. Растили свои подсолнухи, другие культуры.
Народ, конечно, расстроен, что все так закрутилось в 2022 году. Старшее поколение понимало, что происходит. Говорят, с прежней властью ссорились часто. В основном из-за отмены советских праздников: 23 февраля, 9 мая. Говорят, жалели, что в свое время отсоединились. Развивались в основном областные промышленные центры, а на периферии жизнь не менялась.
Молодежь на нас смотрела совсем по-другому. Не понимают, кто мы и для чего пришли. Все-таки за 30 лет два поколения выросло. Они вообще не в курсе, что такое Россия. Видно, мозги им хорошо промыли в плане политики, что мы - враги.