Статистика зафиксировала, чем и в каких объемах торговали две страны в год СВО.  47news расскажет, как поборолись за выручку продавцы табака и металлурги, и чем ответил украинский бизнес.

47news перед годовщиной начала СВО изучил экономические отношения России и Украины. По данным их государственной таможенной службы за прошлый год, в торговле мы остаемся лидером среди стран СНГ.

Только за декабрь 2022-го поставлено товаров на 3,98 млрд, а в целом у России в украинском импорте - 5,5 млрд долларов. Из стран ЕС ближе всех к нашему показателю Польша. На первой же строчке Китай с его 8,67 миллиардами.

Очевидно, что в этой открытой статистике звериная доля - 4 млрд долларов - у газа. В ту же кассу импорт нефтехимии от цветных лаков и художественных красок (совокупный объем поставок - 130 тыс. долларов) до серной кислоты, водорода и других инертных газов (около 3 млн долларов).

Если верить данным таможни и забыть про голубое топливо, то активнее всего с Незалежной торговали наши металлурги. В списке нашлось сразу 28 позиций от медной фольги до арматуры и листов прокатной стали. Понятно, что металл сейчас прежде всего нужен для объектов энергетики и критической инфраструктуры. Российская армия же прицельно бьет по объектам, что задействованы в обороне Украины.

Из серьезно энергетического из России на Украину в 2022-м отправлены топливные элементы для ядерных реакторов, оборудование и устройства для разделения изотопов на 34,1 млн долларов, а также гидравлические трубы и турбины на 22 тысячи. В том же направлении ушли вагоны весом под четыре миллиона долларов, техника для обслуживания железных дорог (86 тысяч) и запчасти для локомотивов и головных вагонов трамваев (1,76 млн). А запчастей для самолетов отправили на 1,3 млн.

В той же статистике позиции импорта перечислены максимально подробно. Поэтому знаем, что состоятельные украинцы смогли приобрести сейфов и ящиков "для зберігання грошей" на 66 тысяч долларов. А российские бизнесмены-табачники отметились в 2022-м мундштуками и "люльками для курiння" на 13 тысяч.

Опрошенные 47news эксперты-логисты по-разному оценили маршруты современных караванов. По официальной статистике украинской таможни, в июле прошлого года на территорию пустили всего три машины с российскими номерами. Если речь о фурах, то было бы любопытно посмотреть на лица водителей при разгрузке на складе.

"Все южные порты заблокированы, поэтому остаются поезда. Возможно, идут севернее районов спецоперации. Все стороны в курсе движения, так что боевые действия идут, а деньги - деньгами", - прокомментировал один из собеседников.

Другой игрок логистического рынка предположил, что основная часть экспорта с Украины пришлась на январь-февраль 2022 года. Его мнение подтверждают данные их таможни: за декабрь товарооборот двух стран - на нуле.

"Удивительно, но несмотря на все, что мы наблюдали в течение года, таможни России и Украины работают в полную силу, без остановок. Все, что пересекает границу России, ДНР, ЛНР, - автоматически засчитывается у нас как экспорт на Украину, у них - как импорт из России", - высказался он.

Что касается экспорта, то в лидерах отнюдь не животноводство и сельское хозяйство. Украина и сама не прочь продать нам гидротурбины, насосы, плоский прокат, никель и всякую химию: местные металлурги и станкостроители по итогам года заработали по 60,8 и 52,8 млн долларов соответственно.

Из необычного у российского потребителя популярностью пользовался ручной инструмент, ящики для хранения - год СВО принес индустрии 3,9 млн долларов.

Как могли зарабатывали и производители всевозможной полиграфии. С Украины в Россию, в частности, шел картон, рулоны бумаги для газет, пачки офисной, детская литература и альбомы для рисования (139 тыс. долларов), газеты, журналы и прочая периодика (733 тысячи). Кстати, мы им такое тоже отправляли, но каплю в море - на 16 тысяч.

47news хотел свериться с показаниями Федеральной таможенной службы России, но актуальная статистика нашлась только за январь 2022-го, то есть до начала спецоперации.