Губернатор пообещал новые станции, а рынок и чиновники Смольного откликнулись по-разному. 47news узнал, почему за четыре года мужественно растет только забор.
До конца 2024 года планируется открытие трех станций метро: "Горная", "Юго-Западная" и "Путиловская". Так на днях заявил на прямой линии с горожанами Александр Беглов. Но по данным 47news, как минимум по "Путиловской" есть вопросы (Станция должна быть пересадочной с Кировского завода на новую Красносельско-Калининскую, коричневую, ветку).
Первый контракт на проектирование линии заключен в 2014-м. Заказчик - комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Исполняла компания "Ленметрогипротранс", проект прошел Главгосэкспертизу. В 2019-м решено, что документация в части пересадочного узла с "Кировского завода" на"Путиловскую" требует корректировки. Взялась московская компания "Метрогипротранс" за 132 млн рублей.
Главой КРТИ в то время был Сергей Харлашкин. При нем, года с 2015-го, москвичи стали отъедать кусок пирога подземного проектирования у коренного Ленметрогипротранса. Конфликт стал жарким, тлеет до сих пор.
У контракта непростая судьба - должен был быть исполнен в том же 2019-м. Но проект дважды разворачивали в Главгосэкспертизе. Условием выполнения, как раз, и является прохождение экспертизы. В ином случае он не может быть закрыт и оплачен (из 132 млн выплачено 106 млн). В одностороннем порядке КРТИ договор не расторг (хотя это стандартная практика), в суд не пошел. КРТИ направлял претензию с неустойкой на сумму 60 млн с учетом пеней, но безуспешно.
47news связался с и.о. председателя КРТИ Александром Федотовым.
- Александр Михайлович, Александр Беглов упоминал "Путиловскую", но Метрогипротрансу два раза отказали в Главгосэкспертизе. Как ведутся работы и как это повлияет на сроки?
- Работы ведутся, - односложно ответил собеседник.
- Без проекта?
- Ведутся. Я ответил на ваш вопрос?
- Нет.
- Это проект 2014 года, по 44-ФЗ была разыграна его корректировка.
- Но она дважды не прошла Главгосэкспертизу? Как тогда работы ведутся? - пошли мы на второй круг.
- Планируется пройти экспертизу в этом году, либо в следующем.
- Не шла речь о расторжении? И неустойку КРТИ вроде пытался требовать, но в суд не пошел?
- Вы же знаете, что я недавно на этом месте. Спросите моего предшественника Левакина. И вообще, вам что, крови хочется?
- Почему?! Беглов сказал, стали смотреть, видим: проект завис с 2019 года. Вы же знаете какая беда у нас в городе со строительством метро?
- Да, и мы будем ее мужественно решать, - вздохнул собеседник. Он, кстати, по опыту в чистом виде маститый дорожник, от метро далек.
Помимо финансов, безопасности и затягивания сроков, есть технологический момент. В сентябре прошел научно-технический совет Тоннельной ассоциации Северо-Запада. На нем обсуждались варианты планировочных решений пересадочного узла.
Если очень просто, то представьте колбу от термоса (тоннель): москвичи предлагают врезаться в нее сбоку, а значит стены нужно усиливать, говорит один из опрошенных специалистов. Петербуржцы предлагают заходить сверху условной колбы, тогда сил и средств на укрепление не понадобится.
Упомянутый Федотовым предшественник Андрей Левакин занимал должность с 2020 по 2022 год. На вопросы 47news он отреагировал нервно:
- А почему вы мне звоните?! — буквально воскликнул он.
- Федотов к вам послал, - честно ответил я, а Андрей Левакин бросил трубку.
Есть петербургская деталь - станция "Кировский завод" находится под крылом комитета по контролю и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Находящийся подле метро ДК имени Газа - тоже. Столичный проект предполагает существенные, до 80%, изменения архитектуры станции. Конструкции ДК тоже нужно усиливать, говорится в протоколе заседания научно-технического совета.
Говорят, в Смольном обсуждался даже вариант без пересадочного узла, но его сочли, скажем так, крайне неудобным для петербуржцев.
В пресс-службе КРТИ ответили затейливо: "Положительное заключение экспертизы на участок было получено в 2014 году, сейчас корректировка касается некоторых проектных решений. В ходе проведения госэкспертизы возникли требования, предусматривающие представление дополнительных данных. Доработанный проект будет направлен на повторную экспертизу".
КРТИ курирует вице-губернатор по строительству Николай Линченко (на звонок не ответил). Как говорят, тему метро ему нарезали по остаточному принципу, это не совсем сфера его интересов.
С гендиректором Метрогипротранса Львом Никандровым связаться не удалось, мы оставили секретарю просьбу. С его представителем в Петербурге Кириллом Котовым тоже - его автоответчик знает вопросы.
Замгендиректора Ленметрогипротранса Сергей Ветлугин, как показалось, сделал вид, что неохотно комментирует. Сообщил: "Готовы предложить свой проект городу, но напрямую и после того, как с московскими коллегами город расторгнет контракт".
За патовой ситуацией наблюдает Метрострой Северной столицы (МСС), преемник разбившегося Метростроя. В пресс-службе заверили, что без проекта работы не ведутся.
- Только подготовительные работы, деревья вырубили по порубочному билету.
- И никто не тревожил КРТИ?
- За Метрострой мы говорить не можем, а МСС активно работает с заказчиком корректировки проекта.
- То есть, за четыре года с момента начала корректировки проекта ничего не получилось? - уточнил 47news.
- Недавно забор поставили, - защитила свою компанию представитель МСС.