За новостью о взятках в петербургском военкомате 47news увидел алгоритм действий силовиков при внезапной мобилизации. Но их планы могут нарушить и так нервно работающий государственный механизм.

Не надо обучаться в Академии Генштаба, чтобы понимать – в каждом государственном ведомстве предусмотрены планы на случай ЧП, стихийных бедствий, так далее, и, конечно же, мобилизации. (То, что во внутренние нормативы не было заложено понятие "частичная мобилизация", - отдельная тема). Поэтому после известной речи президента России 21 сентября все эти алгоритмы автоматически заработали. Везде. В правительствах регионов, МЧС, в Госбезопасности, МВД.

В деталях эти планы являются секретными, а по сути они известны всем и делятся на стратегические – декларативные, а также тактические – с прямыми, точными указаниями "что, где, когда". Так, к примеру, когда автор служил в уголовном розыске при СССР, то был в курсе, что его подразделение должно было выдвигаться к Сосновому Бору, к ЛАЭС.

Назовем эти действия вскрытием секретных пакетов. Сегодня же мы увидели, как это работает. Просто не заметили, что стоит за новостью о задержании сотрудника Фрунзенского военкомата Петербурга.

Утром, 12 октября, "Фонтанка.ру" сообщила, что во Фрунзенском военкомате прошли обыски по делу о взятках, даче взяток, а задержан начальник отделения подготовки и призыва гражданских лиц. 47news знает, что это 32-летний Александр Петрачук (он штатский, так как в военкоматах носят погоны только военкомы). Ему вменяется где-то 6-8 эпизодов получения денег через посредников за подделку оформления инвалидностей призывникам. За каждого призывник или его родители платили 250 тысяч, из которых до фигуранта доходило 200 тысяч. Но все эпизоды датируются временем до 24 февраля этого года. Отсюда главный вопрос: зачем надо было срочно раскапывать эти старости в столь острое время?

Дело в том, что при мобилизации в ГУ МВД Петербурга и Ленобласти (как и во всех прочих ГУ) чуть ли не одной из первых задач заложена борьба с коррупцией при прохождении призыва. Таким образом, с 24 февраля, согласно этой норме, приоритеты оперативной работы резко меняются. (Это как в 1941 году милиция была брошена на пресечение паникерских слухов). Значит, меняются и требования руководства, потому как высшее руководство теперь внимательно следит за этой графой статистики.

А так как мгновенно узнать, где и кто берет взятки за призыв, невозможно, то резко обращаются к прошлым делам. В Петербурге это получилось легче. Многие должны помнить, как в конце 2015 года здесь прогремело дело о сотнях липовых диагнозов на медицинских комиссиях при отборе срочников. Был арестован даже главный призывной врач Петербурга. А от больших уголовных дел всегда остается недоделанное. Хвосты. Они бы так и умерли в папках, но 21 сентября все изменило.

Публицистически это выглядит так: открыли, сдули пыль, нашли неотработанных молодых петербуржцев, тихо вызвали, пригрозили, убедили, получили показания на посредников, взяли и этих. Они, как говорится, раскололись, и оперативники экономической полиции уверенно пришли во Фрунзенский военкомат с обыском. Где и нашли документальные подтверждения липы.

Почему во Фрунзенский? Просто эти симулянты все оказались из Фрунзенского района. Ничего личного.

Таким образом, все быстро встало не только на букву закона, но и на педаль полицейского плана по частичной мобилизации. Но в этом месте стоит, по крайней мере, перекурить.

По данным нашего издания, задержанный вечером 11 октября не молчит. Он признает только получение части каждых 200 тысяч от желающего стать инвалидом. А другую часть он передавал наверх. При этом 47news не намекает на военкома.

По аналогии с прошлым делом – это могут быть, скажем так, неустановленные лица из числа руководителей призывной комиссии города. И если в мирное время это интрига, то сегодня стоит взглянуть на ситуацию покрепче.

Ни для кого не секрет, что частичная мобилизация в Петербурге идет со скрипом. (Далее можно подставлять тысячи эмоций и информаций). И если поступать формально правильно, то оперативникам и военному следствию надо идти до конца – приложить еще немного энергии и шарахнуть по сотрудникам из самого центра призыва. То есть в самый центр.

Тут можно буквально расплескаться житейскими аналогиями. Выберем поближе. Вот вы бы стали ловить супруга на измене, когда очень серьезно заболел ваш ребенок?

Но в тех волшебных пакетах не указано, что борьба с коррупцией во время мобилизационного призыва не должна дестабилизировать сам механизм призыва. Поэтому практика всегда диктует чугунную истину – действовать по обстановке. Но это возможно лишь в узком коллективе.

Большие системы координат не подчиняются такой солдатской смекалке. Они как авианосцы, которые приказывают маяку немедленно освободить им путь. Автор это к тому, что по его информации, ни в военном следствии, ни в военной прокуратуре, ни в ГУВД, кто ведет это дело, команды "стоп машина" не слышно.
 
Евгений Вышенков, 47news     
                    
Что касается тут же стихийно родившегося черного рынка мобилизационных услуг, то он, безусловно, забурлил. Так происходит везде на планете и всегда. Но уверяю вас, этот рынок сегодня предельно несовершенен. В основном он забит мошенниками разного квалификационного уровня.