Мобилизация водителей грузовиков родила неожиданные последствия для отрасли обращения с отходами. А 47news узнал, где застряла бронь для тех, без кого - коллапс.

Как стало известно 47news, на днях один из самых крупных перевозчиков мусора компания “Спецтранса №1” начнёт эксперимент по обучению женщин-водителей мусоровозов. Отобраны три кандидатуры. Им 24-25 лет, физически крепкие. Одна не замужем, у двух дети. Естественно, все на добровольной основе, рассказали их коллеги.

Новация явно не ради модного гендерного равновесия, а скорее всего сугубо прагматичная - ожидается, что часть водителей попадёт под мобилизацию. И возможно, немалая - Минобороны официально сообщало, что специальность среди приоритетных для призыва. Логично, что у многих военно-учетная специальность именно такая.

Насколько известно 47news, заявки на бронирование сотрудников петербургских перевозчиков аккумулировал единый регоператор “НЭО”. Как рассказали в Смольном, информация была передана в профильный комитет природопользования в минувшую пятницу, 23 сентября. Речь примерно о 2,4 тысячах должностей - водителях, диспетчерах, ремонтниках и офисных служащих, в том числе - сотрудники НЭО. Далее информация ушла на согласование в мобилизационное управление правительства Петербурга. И ходят разговоры, что там количество было срезано до 1,4 тысячи работников. На этом движение встало.

Так или иначе, но известно, что регоператор написал 29 сентября письмо на губернатора Беглова с просьбой ускорить процесс. В любом случае итоговое решение должно быть вынесено на обсуждение правительства. После этого регоператору будет выдано мобилизационное задание, с которым можно обращаться в военкомат для получения отсрочек для работников.

47news рассказывал, как происходит бронирование для получения отсрочки на инфраструктурно важных предприятиях. Списки должностей согласовывает территориальная комиссия, а пофамильные удостоверения об отсрочке выдает военкомат.

На генеральном подряде у НЭО - компании “Спецтранс №1” и его сателлит “Ресурс АТЭ”. В первом - водители в основном возраста 40+. В “Петро-Васте” и “Эко Лэнде” - шоферы моложе. У генподрядчиков на субподряде есть ещё десятки перевозчиков.  

Что касается Ленобласти, то по словам собеседников в региональном правительстве, процесс оформления брони для сотрудников областного регоператора УКООЛО и   перевозчиков тоже забуксовал. Основные - “Спецтранс №6”, “Спецтранс 47” и  помельче.

“Уже призывают водителей, а кто-то сам пропадает, на работу не выходит”, - отметили в одной из компаний.

Возвращаясь к идее привлечь женщин крутить непростые баранки, следует отметить, что препятствия есть, но они не критичные. Нужны права категории “С” для вождения средних и тяжелых грузовиков. Если автопоезд, то понадобится категория “Е”. На современных мусоровозах - автоматическая коробка передач и гидроусилитель руля. Если рост мал, можно подложить подушечку. Более экзотичные приемы, например, привязывание деревянного бруска к обуви - вряд ли будут рассматриваться. Во всяком случае пока.

По словам участников рынка, предложения услуг водителей в Петербурге давно исчерпаны, новых брать неоткуда: “Всех уже расхватали. Последнее время держались за счёт снижения дальнобойных и междугородних перевозок, оттуда приходили”. Средняя зарплата водителя - около 100 тысяч рублей (разницы в зарплате по идее быть не должно). График два дня через два выходных или три через три по 12 часов за смену. Но нужно понимать, что работа не безостановочная.

"Необязательно задействовать женщин на больших грузовиках, есть и те, которые поменьше - они используются в узких дворах. Другое дело, что и мастерство вождения должно быть выше", - видимо сомневается один из профильных бизнесменов.

Другой слабо верит в то, что дамы смогут заменить кавалеров: “Это же не только управление машиной. Нужно баки подкатить, зацепить, откатить. Молодые девчонки и вовсе, как мне кажется сейчас не мыслят категориями физической работы”.

Обсуждается и то, какие специальности будут оставлены для бронирования. “Если оставят только водителей, то как быть с теми, кто ремонтируют машины и выпускает их на линию? Без них передвижение в конце концов станет небезопасным”, - говорит один из предпринимателей.

47news связался с владельцем компании “Спецтранс №1” Анатолием Язевым. Он не стал отрицать, что инициировал эксперимент с обучением женщин-водителей:

- Сначала на территории парка будем пробовать ездить. Первая попробует наша девушка, она родом с Урала. Крепкая, может и мужчине фору дать.

- Неужели у вас уже нехватка водителей?
- У меня из 1250 сотрудников 175 до 35 лет, а всего военнообязанных более 430 сотрудников. Кому-то уже пришли повестки.

Для понимания: Язев пришел в отрасль еще в семидесятые годы XX века, его называют патриархом рынка сбора и обработки отходов.

- Как в принципе такая идея возникла?
- Я когда начинал работать, у нас девушки на ГАЗ-51 отлично работали. В то же время более тяжелый ГАЗ-53 им не давали. Мы сейчас советские инструкции ищем, чтобы современные сделать. А у меня ведь еще 75 слесарей, 39 трактористов, электрики, механики, гидравлики…     
- Верите в массовый успех затеи?
- Надо быть готовым ко всему.

И не поспоришь. В минувшую зиму Петербург уже пережил мусорный коллапс из-за неслаженности коммунальных служб и пандемии. Если в 2023-м к этому добавится убыль водителей, город быстро станет безрадостным от невывезенного мусора. В наши времена это неправильная картинка.