Десятки тысяч человек в Ленобласти, занятых в сельском хозяйстве, остались без гарантий военкоматов. Продовольственную безопасность не видно, но она есть.

Отраслевые ассоциации просят Минсельхоз помочь в предоставлении отсрочки для работников, предполагая риски срыва уборочной кампании, дефицита и роста цен, сообщил 27 сентября "Коммерсант".

Также 27 сентября, на совещании о ходе сезонных полевых работ Владимир Путин поручил главам регионов оказать поддержку семьям работников сельского хозяйства, призванных в рамках частичной мобилизации. "Прошу уделить особое внимание этому вопросу", - приводит РИА "Новости" слова президента.

По данным 47news, уже 22 сентября агропромышленный блок правительства Ленобласти запустил механизм сбора информации о работниках, которым требуется бронь. Районные администрации направили сельхозпредприятиям письма примерно следующего содержания:

"По запросу комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области от 21.09.2022 года прошу вас оперативно предоставить списки для бронирования в военкомате по вашему предприятию по форме согласно приложению". Приложение - простая таблица: ФИО, дата рождения, должность.

По данным 47news, к настоящему времени поступила информация примерно о 1 тысяче человек. Но процесс продолжается, цифра будет намного большей, полагают в правительстве Ленобласти. Всего в отрасли занято около 32 тысяч человек.

Для понимания, сельхозпредприятия в нашем регионе зачастую высокотехнологичные. Особенно в части молочного животноводства и выращивания птицы. Для них самые болезненные позиции - инженеры. Для тех, кто занимается выращиванием зерновых, - трактористы и механизаторы. Здесь заметим, что эти две специальности ложатся в канву необходимости ремонта военной техники.

Важны скотники, дояры, электрики, слесари. Есть и штучные специальности, например обвальщики-жиловщики (отделяют мясо от костей). Отдельная каста это те, кто занимается кормами и техники-биологи, считай, шаманы. Выращивание рыбы тоже отдельный жанр, требующий навыков.

Есть и критические должности - ветеринары, занимающиеся эпизоотической безопасностью. В отрасли, конечно, помнят, как в прошлом году из-за африканской чумы в Псковской области было уничтожено около 90 тысяч свиней. Птичий грипп тоже никто не отменял.

Ещё фактор: в данный момент заканчивается уборочная кампания. И если по зерновым осталось собрать примерно 5%, то картофеля - около 40%. Параллельно, сеют озимые, то есть речь об урожае следующего года.

Единственные, кто имеет бронь, - это работники тех предприятий, которые обеспечивают военно-мобилизационный продовольственный резерв - птицефабрики, мясозаготовители, консервные заводы. Но таких не более десятка. У остальных брони нет. Для примера, только молочных предприятий в Ленобласти около сотни.

В денежном выражении годовой оборот в АПК Ленобласти составляет 322 млрд рублей. Так, 112 приходится на сельское хозяйство, 180 - на заводы по переработке (например мяса), 12 млрд - на рыбу.

Ещё одна боль - руководящий состав. Директора, их замы, главные инженеры.

- Как заменить руководителя совхоза? Без него же все валиться начнёт. Где брать нового? Сколько он вникать будет? Одни вопросы, - так прокомментировали на одном из предприятий.

Один из опрошенных совладельцев большого хозяйства тоже не скрывает эмоций:

- Народ еле-еле в деревни завлекаем. Никто ехать не хочет, приходится даже жилье покупать, ремонт делать. А если у меня трех из семи механизаторов заберут, что я буду делать? Или инженера. Как я без него здание для коров дострою? На дворе же не XIX век, это сложное сооружение.

По словам собеседников в агропромышленном блоке, в пандемию людей тоже вышибало и было непросто.

Но тогда было примерно понятно, что допустим через месяц человек, скорее всего, встанет на ноги и вернется на работу. Теперь же никто не знает, когда мобилизованные вернутся, об этом же никто не говорит.

Что касается взаимодействия с военным комиссариатом Ленобласти, то оно есть. "Но решений пока нет", - невесело закруглил один из чиновников.