47news предлагает неожиданно взглянуть на вышедший 17 сентября фильм: как один петербургский искусствовед поставил "двойку" всей пропагандистской махине.    

Сегодня поисковики выдают десятки синонимов на запрос - "пропаганда". В основном они про "промывание мозгов". Так и общество сейчас разделено на "Да, здравствует!" и "Долой!", ведь телевизор и с нашего, и с того бугра давно включил язык вражды. Но днем, 17 сентября, в YouTube выложен крошечный фильм, снятый петербуржцами. Без копейки, на коленке и главное - без шума пафоса.

Вы не обязаны знать, кто был такой ленинградский художник Белуха. (К тому же вы всегда найдете его в Википедии). И у вас не возникнет желания зайти на Волковское кладбище к его надгробию, где указан год смерти – 1943. Ну, а если начать вспоминать блокаду, то многие даже уважительно не дослушают.
Одним – все давно фиолетово, других перекормили громом победы Великой Отечественной, третьи настороженно видят в скрепах неприятную им новую религиозную доктрину. Так что воспримите этот художественный ролик, как артефакт. Поверьте, он бросает эстетический вызов тому, что вы часто хотите выключить на телеэкране.

Можете потратить несколько минут? (а лучше, когда дочитаете до конца через пару секунд). Начинается же там текст чуть ли не с юмором, хотя речь пойдет о предельно патриотичном: "У тебя Белуха есть? – Есть немного. А что есть вдохновение?"  

Удивительно: авторы – люди чуть ли не перпендикулярные друг другу.

Вот матерый петербургский искусствовед Владимир Васильев (брат вдовы Алексея Балабанова, но это лишь кстати). Он консервативен, соцреалистичен по убеждениям – неприступный академист. Еще в начале 90-х вынужден был покинуть Киев из-за конфликтов с набирающим силу национализмом. И его отношение к новой реальности понятно.     

А рядом с ним – Павел Лосев. Пусть большинство специалистов его знают как известного оформителя книг, но он же родом из круга Эдуарда Лимонова. Именно его плакатными высказываниями о национал-большевизме когда-то была завешена вся Москва. Он стал таким Маяковским Лимонки.  

Они соединились в художнике Белухе, воспевавшем романтику и героику Советской власти. Умирая в лютом от голода Ленинграде, он работал на остатках бумаги и карандаша. Но маленький проект о нем показал и совсем другое, что авторы и не задумывали - пропаганда может быть тонкой. А не только в барабан, как сейчас в Горсуде Петербурга.

Смотрите, какая работа сделана ими, а никто их не просил, бюджетом не заманивал и спасибо не скажет. Там и оператор извернулся, сняв Неву, как с ледокола, и планы перескакивают в самое чудное место – к четырем ботинкам собеседников.

index5.jpg
кадр из фильма

И диалоги коротки, будто над сценарием работал голливудский мастер. Авторы поддевают и время: книги превратились в андеграунд, но на них стоят дома Петербурга. А саундтрек льется непредсказуемо: "Этот город слишком мал для твоей любви". Такое впечатление, что спето для современных чувственных студентов. Для их благополучного вдохновения.

Это все бы показать в прайм-тайм, но вряд ли. Здесь же - ни одного восклицательного знака, а наверху считается, что таких знаков препинания требуется – взахлеб.