Коллектив работяг завода в Пикалёво до сих пор отстранён от труда. Когда это ещё было модно, они отказались прививаться. 47news выяснил, стоило ли.

В последние полгода померкли переживания по поводу пандемии коронавируса, а также разговоры о мерах по борьбе с ней. Ещё недавно самой животрепещущей темой было получение QR-кодов, а также как таковая законность требовать от граждан прохождения вакцинации.

Сегодня по понятным причинам вопрос отошёл настолько далеко, что уже кажется диким сам факт его обсуждения. Работодатели открыто заявляют, что на прививку давно никто не смотрит. Однако выяснилось, что те, кто в своё время начал борьбу с эпидемиологическим режимом, до сих пор ведут то столкновение. Так, рабочие Пикалёвского глинозёмного завода, в конце прошлого года поднявшие антипрививочный флаг, до сих пор не могут вернуться в свои цеха.

Как рассказали 47news сотрудники предприятия, в начале сентября они планируют записаться на приём к главному следователю РФ Александру Бастрыкину. По их версии, он защитит их от "дискриминации и сегрегации", ведь уже больше восьми месяцев, с середины декабря 2021 года, они отстранены от работы.

О начале трудового спора мы рассказывали. Тогда, в декабре, была речь о полуторах сотнях не желающих прививаться от коронавируса. Из них шестеро дошли до суда. После того, как первая инстанция – Бокситогорский городской суд – встал на сторону завода, а апелляция подтвердила его правоту, осталось четверо граждан, решивших бороться за своё право работать без дополнительных медицинских условий.

Один из них, Максим Кобчиков, обращаясь к суду с заявлением, пытался доказать, что прививаться не обязан. Прежде всего, потому, что в перечень его должностных обязанностей слесаря-ремонтника 4 разряда входит, собственно, ремонт оборудования, и он не подпадает под высокий риск заболевания инфекционными болезнями.

В судебных документах из раза в раз копируют его мнение о вакцине как таковой – не прошла четвёртую фазу испытаний, следовательно, нет данных о её действенности, безвредности и возможных побочных явлениях. "Пока клинические исследования не завершены – это медицинский эксперимент", - делает вывод слесарь Кобчиков.

Далее следуют аргументы, сопровождавшие нашу жизнь всю минувшую зиму в любых разговорах: каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни и сам должен решать, что ему делать со своим здоровьем. И тому подобное.

Раз отсутствие прививки стало поводом для отстранения от работы, Пикалёвский завод должен возместить причиненный материальный ущерб и моральный вред, считает он. Искать новую работу или встать на биржу труда Кобчиков не может, ведь по-прежнему трудоустроен на предприятии. Теперь требует выплатить заработную плату за весь период плюс компенсировать моральный вред в размере 100 тысяч рублей.

Суд, как уже понятно, встал на сторону работодателя. Там приняли во внимание, что завод издал приказ об отстранении антиваксеров не по собственной инициативе, а в связи с постановлением главного санитарного врача Ольги Историк. Та ещё 8 октября 2021 года расписала по пунктам, кому, в каких процентах и каким компонентом необходимо вколоть спасительную жидкость в организм работников крупных предприятий. Обойти это указание можно было только тем, кто имеет медицинский отвод или хотя бы трудится удалённо.

Так что, говорится в решении, суд считает, что процедура отстранения работников от работы соблюдена в полном объёме, и никакой компенсации им не положено. В конце прошлой недели прошло апелляционное заседание, подтвердившее решение первой инстанции от апреля 2022 года.

Как рассказал 47-летний Кобчиков 47news, с конца прошлого года ему приходится перебиваться случайными заработками. Зарплата на заводе у него была 50-60 тысяч рублей, теперь он, как утверждает, готов подрабатывать там, где предложат, – "строить, резать, да всё, что угодно". Правда, совсем до нуля доход не снизился – получает пенсию после участия в Чеченской войне.

- Изначально около 150 человек отказывались прививаться. Идти у нас в районе больше некуда, по сути, единственное предприятие. Так что кто как решил эту проблему – кто-то укололся, кто-то справку купил. Говорят, на проходной висит объявление про обязательную ревакцинацию. Не знаю, как они будут, заново что ли справки покупать?

- За восемь месяцев без работы не было мысли, что и вы можете купить справку?

- Вообще-то я человек системы и законы уважаю, воевал.

- Тогда, раз закон уважаете, привейтесь – на эту тему же есть приказ.

- Тогда быстрее себе место на кладбище искать. Из знакомых, кто привился, много тех, кто уже давно под лопухами.

- У нас вот в редакции все привиты и не по одному разу.

- А кто вас знает, чем вас кололи, а, может, вообще не кололи.

- Дети-то как относятся, не корят за то, что ваша позиция может довести их до голодной жизни?

- Семья поддерживает, два сына как раз школу окончили.

Другой сотрудник, 60-летний грузчик-экспедитор Павел Никитин, в беседе с 47news заявил, что всё это время "как-то живёт". До отстранения у него было около 40 тысяч зарплаты. Последние деньги видел примерно весной, когда перечислили "юбилейные и отпускные". Уходить он не хочет, потому что надеется на выигрыш в суде плюс ему нужен стаж, ведь скоро выход на пенсию.

- У нас здесь 40 тысяч нигде, конечно, не найдёшь. Работу на 15-20 – пожалуйста. Прививку не хочу делать, поскольку болел энцефалитом. У меня ветеринарное образование, так что понимаю, что к чему, - отметил он.

Другая их коллега, аппаратчик-гидрометаллург Виктория Лукина, собирается забрать трудовую, ведь так хотя бы можно встать на биржу.

- Мужики-то ладно, они физическим трудом могут заработать. А вы как всё это время? – переспросил 47news.

- Очень сложно. Подрабатываю, кем могу, уборщицей и тому подобное. Родители помогают, подкидывают иногда.

- Стоило оно того?

- А рисковать здоровьем разве стоит? У меня ребёнок маленький, я его одна воспитываю. А что, если он один останется?

В приёмной Пикалёвского глинозёмного завода секретарь сообщила, что не знает, с кем соединить журналиста по интересующему вопросу. Кстати, если кто не помнит, ПГЛЗ является одним из трех предприятий Пикалевского комплекса, ставшего символом протестных настроений в моногородах во время кризиса 2009 года. Из-за разногласий собственников произошла остановка производственного комплекса, после чего рабочие перекрыли федеральную трассу, конфликт разрешился только после показательного вмешательства Владимира Путина.

Председатель комитета по труду и занятости Ленобласти Алла Астратова рассказала 47news, что на данный момент приказ Роспотребнадзора, дающий право отстранять работников из-за отказа делать прививку, действующий. Как выяснилось, несмотря на серьёзное снижение уровня заболеваемости весной - летом, его никто не отменял. Более того, чиновница связалась с областным Роспотребнадзором, и там ей подтвердили – перспектив для изменений тоже нет.

Впрочем, пикалёвские пролетарии уверены, что не заслужили такого отношения. Они направили письмо на имя главы государства, где говорят, что среди них есть ветеран труда, отдавший предприятию 36 лет, участник боевых действий и мать-одиночка. И напомнили, что Россия – это демократическое государство, в котором фундаментальные права человека являются высшей ценностью.

Видимо, считают, что последнее должно на что-то повлиять.