Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Только кажется безобидной: эта приятная привычка повышает риск жировой болезни печени

По данным ученых из Китая, люди, которые в течение дня то и дело спят, с большей вероятностью столкнутся с таким диагнозом.

18 августа 2022
Источник:
iStockphoto

Жировой гепатоз, он же стеатоз печени — заболевание, при котором в клетках печени накапливается жир, — поражает около четверти взрослого населения земного шара. Это самое частое хроническое заболевание печени в мире. Основной фактор, который приводит к нему — нарушение обмена веществ, в частности из-за ожирения или диабета 2 типа. Но есть и другие «спусковые крючки».

Так, ученые из Китая связали высокие риски жирового гепатоза с длительным дневным сном. Исследование, опубликованное в журнале The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism, показало: те, кто плохо спит ночью, а затем в течение дня постоянно ложится подремать и спит суммарно более получаса, чаще заболевают жировой болезнью печени, чем люди с налаженным ночным сном.

Исследователи изучили данные о состоянии здоровья 5 тысяч человек, у которых был диагностирован жировой гепатоз. Участникам эксперимента замеряли изменения в печени, а также изучали их диету, сон, вредные привычки, уровень физической активности.

Как оказалось, есть еще два фактора риска: храп и малоподвижный образ жизни. Все это может привести в итоге даже к циррозу.

При этом, если наладить нормальный ночной сон, а значит свести к минимуму дневную сиесту, риск стеатоза можно значительно снизить.

«Наше исследование показало, что даже умеренное улучшение качества сна связано со снижением риска жировой болезни печени на 29%», — говорит автор исследования, доктор Ян Лю из Университета Сунь Ятсена (Гуанчжоу).

Исходя из всего этого ученые делают вывод: у печени есть свои «биологические часы», которые бесполезно пытаться подстраивать под образ жизни. Если лишить организм нормального ночного сна, это изменит метаболизм печени, то есть негативно повлияет на ее способность вырабатывать глюкозу, а также перерабатывать инсулин.

Напомним, раньше американские ученые тоже раскритиковали дневной сон, назвав его виновником инфарктов и инсультов. Участники их исследования, которые обычно спали в течение дня, имели на 12% больше риск развития гипертонии и на 24% — инсульта, по сравнению с теми людьми, которые никогда не спят днем.