Мы поговорили с хозяином единственной машины имени Илона Маска в Тихвине. Под американское авто он специально купил дом, а когда прижимает педаль - едет 200 км/ч. В прошлом хозяин работал на заводе.

47news 24 июня связался с владельцем единственного в Тихвине автомобиля "Тесла". Новость о появлении экзотики в одном из микрорайонов до сих пор будоражит местные соцсети и в повестке обошла остановку вагоностроительного завода. Линии кузова и узнаваемая "T" на капоте по-прежнему ассоциируется как минимум с крупными бизнесменами.

- Ну и наделали вы шуму со своей "Теслой", - позвонил 47news тихвинцу Дмитрию Карташову.

- Да, первый раз фото появилось в паблике. Возможно, кто-то вообще первый раз в жизни увидел. Любопытство, понятно. Если бы сейчас к нам в Тихвин заехала другая модель, я бы тоже засмотрелся. Интересно же.

- Так что за модель?

- Model 3 2018 года, самая бюджетная. Заднеприводная, комплектация Longe Range, то есть с самой большой батареей. Считается самой "дальнобойной". Мне нужна была именно такая, чтобы максимально далеко ехала. С нуля до сотни разгоняется за пять секунд. Если перепрошить - за три с половиной.

- В Петербург выбираетесь из Тихвина? Больше 200 километров, зарядки хватает?

- У любой "электрички" (электрокара - ред.) запас на конкретную дистанцию и скорость. Пословица "тише едешь - дальше будешь" - именно про эти машины. То есть, чем сильнее давишь на газ, тем больше расход батареи. Если по правилам, 90 километров в час, то 500 километров она проезжает. Если скорость выше 100 километров - заряда уже остается на 450. Батареи хватает туда-обратно и по Питеру помотаться. В Петербурге с зарядкой нет проблем - встаешь бесплатно на полчаса и едешь дальше.

- А если в самом Тихвине батарея садится? Тянете из окна удлинитель?

- Знаю, что есть энтузиасты, которые под окном встают и по-разному изощряются. У меня в 800 метрах от квартиры частный дом. Прежде, чем покупать такую машину, специально выбирал участок в черте города. Пока заряжается, сижу, смотрю на огород, деревья, на всю эту красоту. Короче, совместил полезное с приятным.

- Сколько с минимального заряда до полного заряжать по времени?

- Штатная зарядка машины рассчитана на 3 килоВатта-час от сети 220 Вольт, емкость батареи - 75 кВатт. Так что считайте, самое долгое - около суток. У каждого "тесловода" с собой приличный трос. Если прицепиться к хорошему автомобилю, за час батарея заряжается почти полностью за счет кинетической энергии. Если собираешься путешествовать далеко, в отелях договариваешься о подключении к розетке - обычно хватает 300-500 рублей. В целом сейчас от Петербурга до Сочи можно на электромобиле доехать: станции заправки стоят через каждые 300-400 километров.

- Наверное, счета за свет набегают колоссальные?

- Я бы не сказал. Пять рублей килоВатт, а ночью - 2,50. По сравнению с заправкой бензином в несколько раз дешевле, конечно.

Нашему собеседнику 42 года, постоянно живет в Тихвине. Работал на одном из местных заводов, а последние четыре года развивал собственные блоги в YouTube. Тематика разнообразная: от путешествий и рецептов диетических тортов до сюжетов об онлайн-играх и Великой Отечественной войне. Совокупная аудитория к июню 2022-го - под 900 тысяч человек. После спецоперации хостинг отключил монетизацию, так что теперь Дмитрий смотрит в сторону фондового рынка. Дохода от блогов хватило на покупку Tesla в Белоруссии. Месяцем ранее сам доехал на электрокаре от Минска до Тихвина. Это, на минуточку, почти тысяча километров.

фото Дмитрия, vk.com

- На "электричке", конечно, дольше ехал. Потому что надо останавливаться для зарядки. Но можно выгадать от 800 тысяч до миллиона. Растаможка в России - 150 тысяч. Привозишь и катаешься, выгодно. Это, кстати, тоже своего рода бизнес. Сейчас покатаюсь летом, потом продам.

Наш собеседник не ответил, за сколько купил свою Теслу, но за модель 2018 года в России просят до 3,5 миллиона рублей.

- Модели в рестайлинге получше. Может, возьму полноприводную. Машины популярны и хорошо заходят. В Петербурге и Москве их очень много. Думаю, скоро и у нас в Тихвине скоро появятся. У меня уже интересовались, как купить, растаможить и так далее. Пока ездил с белорусскими транзитными номерами, скоростной режим не соблюдал (смеется). Но она сама провоцирует! Раз нажал на педаль, а она уже едет и 150, и 200.

фото предоставлено владельцем автомобиля

- Как в Белоруссии с инфраструктурой для электрокаров?

- Что Украина, что Белоруссия года на два-три нас опережают. Там покупателей активно стимулировали бесплатными парковками и зарядками, а теперь все за деньги. Так что в Витебске парни помогали зарядиться.

В семейном автопарке есть еще одна экзотика - Lexus с гибридным мотором, который может переключаться с бензиновой на электротягу: "Кстати, когда его купил, в соцсетях тоже пост появился: "О, гибридный Lexus!" На машине шильдик и синяя эмблема. Кто разбирается, тот понимает". Tesla Model 3 в Белоруссию попала с американского рынка. За океаном у электрокаров Илона Маска - эксклюзивные бесплатные зарядки. Так что блок под европейские розетки белорусские кулибины ставили за тысячу долларов.

- Кстати, что теперь с обслуживанием? Уже думали, как ремонтировать?

- Да я только купил, 40 тысяч километров пробега, куда там. Приложение выдало ошибку с магнитолой - она не играет. Техподдержка утверждает, что ошибка исчезнет с появлением новой прошивки. Весь сервис - через мобильное приложение. Там можно добавить "лошадок". Но апгрейд все никак не приходит. Наверное, потому что машина американская. Проблемы, конечно, будут. Официальных сервисов у нас нет. Но люди возят любые запчасти, в том числе в Россию. Была бы "европейка", можно было бы поехать в Финляндию ремонтировать в официальном сервисе. Подвеска, кстати, мерседесовская. Так что ремонт сопоставим по ценам.

По данным аналитиков "Автостата", в 2020 году в России было зарегистрировано 6300 электромобилей. На модели американской Tesla приходилось 410 штук, из которых всего 22 - Model 3.

- В тихвинских дворах не боитесь оставлять? Вдруг местным нужны будут колеса или подшипники?

- (Смеется). Машина вся в камерах, записывается любое приближение. Плюс у меня камера на окне в квартире стоит. Да чего бояться. Аналоги по цене из той же немецкой "большой тройки" можно найти, их точно также паркуют и ничего страшного.

- Гаишники уже останавливали? Им, наверняка, тоже интересно.

- Пока не попадался. Согласен, остановили бы не столько для проверки документов, сколько саму машину посмотреть. Инспектор, который ставил на учет, очень интересовался.

Беседовал Андрей Карлов,
47news