47news узнал детали бизнес-схемы, которую вменили инспекторам ГИБДД под Выборгом. Получилось быстрее арбитража, а риски оцените сами.
Выборгский городской суд 7 июня определит ближайшую судьбу лейтенантов отдельного взвода ДПС районного ОГИБДД, 37-летнего Станислава Морозова и 35-летнего Геннадия Близнюка. Следствие вменяет им состав о получении взятки организованной группой, да с вымогательством.
По данным 47news, фабула разворачивается вокруг дежурства офицеров на региональной дороге между поселками Перово и Гончарово 28 мая. Во второй половине дня инспекторы тормознули подозрительную машину. Водителя напрягли статьей об управлении автомобилем в состоянии опьянения с санкциями в 30 тысяч рублей штрафа и лишением прав до двух лет. Тут же бюрократическая морока: отстранение от руля, медицинское освидетельствование, оформление протоколов. По данным следствия, дорожные полицейские коротко объяснили водителю перспективы и предложили разойтись за 100 тысяч рублей. Всей суммы у товарища не оказалось, так что инспекторы получили ту же сумму, что грозила водителю при официальном оформлении - 30 тысяч наличными.
Стоит ли упоминать, что остатка инспекторы не увидели. И если сам полицейский "бизнес" не новость, то история Морозова-Близнюка редка появлением помощников-"коллекторов". Мы уже рассказывали, как майор полиции принял деньги на карту жены. Но чтобы по следам отпущенных за остатком водителей отправляли вышибал, слышим впервые.
На помощь офицеры призвали братьев Алиевых, им 21 и 23 года. У старшего в соцсетях фото простенькой "Рено Логан" и селфи перед зеркалом в свадебном наряде. Из переписки квартета стало понятно, что сотрудники с гражданскими были неплохо знакомы. Как говорят в следствии, братья-вышибалы встретили "должника" на улице и предельно доступно намекнули на возврат "прямо сейчас" хотя бы 60 тысяч. Не получив и этого, остановились на 70 "потом" и к шести вечера 4 июня подъехали к панельной пятиэтажке в поселке Перово. Деньги передавались уже подконтрольно, то есть под присмотром полиции. Видимо, трезво оценив ситуацию, водитель дошел до СК, а там уже связались с Управлением собственной безопасности полицейского главка.
По словам собеседников 47news в УГИБДД, единого теневого тарифа для нетрезвых водителей у дорожной полиции нет. Сотрудники опираются на здравый смысл.
- Особенно по нынешним временам, - что бы это ни значило, добавил один из сотрудников. - Обычно договариваются, поговорив и составив первое впечатление о человеке. Если видно, что адекватный и не пойдет в УСБ (управление собственной безопасности - Ред.), нижний порог устанавливается в 30, ну в 50 тысяч рублей. Кто наглеет, загибает до 100 тысяч и выше.
Еще один собеседник указал на детали, которые не располагали к переговорам. А тем более к выбиванию долгов.
- Ситуация крайне не характерна. Им крупно повезло, что сразу не взяли при передаче денег. Так еще и отправили за долгом посредников, - бросил вдогонку коллегам он.
Тут стоит напомнить, что лейтенант Станислав Морозов в органах служит 13 лет, его коллега Геннадий Близнюк - два года. То есть не могли не учитывать опыт старших товарищей.
Понятно, что в случае ньюсмейкеров к понятийному праву нужно добавить острый вкус быстрой выгоды. Там, где она, - скорость решений и моментальные действия. Братья Алиевы тоже наверняка занялись долгом не бесплатно. Но, как говорят в полиции, скорее всего, речь шла о нематериальных благах. Например, помощи инспекторов, если уже братья попадутся коллегам без прав или подшофе. Если так, то выходит совсем мелко. Например, в 1990-е, теневым коллекторам доставалась половина.
Если бы полицейский "бизнес" был легализован, не дождавшимся оплаты ничто не мешало бы официально обратиться в арбитраж и добиваться денег в суде. Другое дело, что процессы тягучие и слушаются месяцами. Если с должника взять нечего (он, к примеру, банкрот), - еще дольше. С готовым решением в игру вступает грузная машина приставов - пойди и найди должника. У банков отдельный инструмент - коллекторы. Если долг копился больше полугода, они выступают агентами и при взыскании получают от двух до 50 процентов от суммы. Если не платят дольше года - все права полностью передаются коллекторам.
На выходе из этого уравнения имеем: двое сотрудников ГИБДД и двое гражданских задержаны. У братьев Алиевых в перспективе максимум два года несвободы за дачу взятки, у лейтенантов полиции Морозова и Близнюка, если обвинение устоит, - отстранение от службы и до четырех миллионов штрафа. Напоследок все-таки сопоставим перечисленное с суммой, за которую боролись офицеры - по 35 тысяч рублей каждому.
Единственный, кто ушел ненаказанным - тот расслабленный водитель, кого инспекторы остановили между Перово и Гончарово.