Проехать по Мурманке быстрее не выйдет. Расширение федеральной трассы в месте её пересечения с "Северным потоком" Газпрома неожиданно остановила ФАС. Значит, заторы.
Довести до логического завершения реконструкцию трассы "Кола" у посёлка Приладожский в Кировском районе Ленобласти вновь не получается. Там, на 58-м километре Мурманки, где четыре полосы сужаются до двух, под автодорогой проходят четыре нитки стратегических труб Газпрома: "Северный поток — 1" и "Грязовец — Ленинград". Как стало известно 47news, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) 13 апреля отменила закупку ФКУ Упрдор "Северо-Запад" на переустройство подземных магистралей на этом участке. Эксплуатирует газпромовские нитки "Трансгаз Санкт-Петербург".
"Бутылочное горлышко" в 900 метров под Приладожским — самое опостылевшее место для автомобилистов на трассе "Кола". Во всяком случае в ленобластной её части. В пиковые выходные и летние дачные дни трафик здесь достигает 80 тысяч автомобилей в сутки. Рядом повороты на синявинские садоводства и птицефабрику, дальше, к Волхову, самая крупная садоводческая агломерация в Европе — Пупышево. Грузовой автотранспорт идёт на Карелию и Мурманскую область. Кроме этого Кировский район не считается удалённым. По "Коле" пассажирские автобусы везут местных в Петербург.
Сервис "Яндекс. Пробки" любит красить "горлышко" у Приладожского бордовым цветом, как утреннее солнце стены древнего кремля. Здесь любое ДТП оборачивается чудовищными заторами, в которых и дачник, и дальнобойщик, естественно, костерят и большую, и малую отечественную бюрократию и дорожников с их субподрядчиками. Особенно туго приходилось на "Коле", когда параллельно велись аварийные работы на соседнем Ладожском мосту. Пробки здесь достигали 25 километров.
Проблемный участок прекрасно виден со спутника и зафиксирован на онлайн-картах. Резкое сужение полос с четырёх до двух действительно выглядит своеобразно.
красной линией обозначены газопроводы
Сам повторный конкурс на переустройство четырёх газпромовских ниток с начальной ценой контракта в 2,06 млрд рублей дорожниками был объявлен 22 марта. В первую, январскую, попытку желающих выполнить работы не нашлось. На этот раз как о потенциальном подрядчике о себе заявило петербургское ООО "Европейская столица".
Согласно данным "СПАРК Интерфакс", 51% уставного капитала ООО "Европейская столица" принадлежит Антону Иванову, а ещё 41% - ООО "Вендер" Александра Гоголя. Ранее деловая пресса уже выводила историю "Европейской столицы" к крупному дорожному подрядчику — компании "Буер", а также намекала на близость к структурам банка "Россия". Так, например, Александр Гоголь одно время владел и руководил ООО "Гора", которое участвовало в управлении всесезонным курортом "Игора". Сам "Буер" был под внешним управлением банка "Россия". Ранее "Европейская столица" побеждала в аукционе по строительству автодороги "Нижний Новгород – Шахунья – Киров" и строила межпоселковый газопровод в Подмосковье.
Интерес ФАС к конкурсу на переустройство "Северного потока" под "Колой" понятен. Согласно законодательству в рамках согласования центральное ведомство проводит свою внеплановую проверку, если стоимость закупки превышает 500 млн рублей.
Остроты отменённому контракту придаёт тот факт, что прежде ФАС подобные конкурсы не отменяла. В целом в работах по перекладке газопроводных ниток под трассами нет ничего не обычного. В Ленобласти их уже неоднократно выполняли, когда надо было улучшить ситуацию на трассах "Нарва" или "Скандинавия".
При блокировке контракта ФАС руководствовалась тем, что со стороны заказчика были выставлены дополнительные требования к участникам закупки. Работа с газопроводом для дорожника была признана непрофильной. Кроме этого антимонопольная служба спрогнозировала, что "Упрдор Северо-Запад" рискует срывом работ, заключая контракт с "Европейской столицей".
Как сообщили 47news в пресс-службе ФАС, в закупке Упрдор "Северо-Запад" установил требование к участникам о наличии опыта, не соответствующего объекту закупки, а именно требовался опыт выполнения работ на автомобильной дороге.
"Однако в рамках работ по объекту закупки необходимо переустройство линейной части магистрального газопровода, работы по врезке под давлением и двустороннее перекрытие магистрального газопровода, а также переустройство волоконно-оптической линии связи, что не относится к строительно-монтажным работам, выполняемым на автомобильной дороге. Такие работы должны классифицироваться как работы на линейном объекте", - прокомментировали в антимонопольном ведомстве.
Таким образом, заявили в ФАС, комиссия приняла решение об отказе, поскольку установление дополнительных требований к участникам закупки, не относящихся к объекту закупки, влечет невозможность определить квалифицированного участника. Это создает необоснованные риски срыва выполнения работ исполнителем, не подтвердившим наличие у него надлежащего опыта.
В свою очередь в самом "Упрдоре Северо-Запад" говорят о сроках завершения реконструкции. Они должны увеличиться, что логично.
"После такого решения ФАС у Управления дорог есть два пути: объявлять закупку заново, либо обратиться в суд для обжалования решения антимонопольной службы. Нужно отметить, что с учетом роста цен на материалы и существующая цена контракта в два с лишним миллиарда может оказаться неактуальной и потребует корректировки. А уж будут на ее увеличение деньги в федеральной казне, вопрос открытый", - сообщили 47news в ФКУ "Упрдор Северо-Запад", прогнозируя неизбежные пробки.
Если грубо, то повторное объявление закупки — это ещё месяц, суд — от трёх месяцев до полугода. Изначально справиться с 900 метрами тесноты на "Коле" планировали в 2023 году.
место, где под трассой "Кола" проложены газопроводы "Северный поток — 1" и "Ленинград — Грязовец".
Номер директора "Трансгаза Санкт-Петербург" Георгия Фокина сообщал о работающем автоответчике. В "Европейской столице" пообещали передать телефон корреспондента руководителю, пояснив, что он перезвонит, если сочтёт нужным.
Ранее 47news сообщал, что реконструкция трассы "Кола" с 51-го по 68-й километр на участке от Синявино до Путилово велась с 2018 по 2021 год. Работы на семнадцатикилометровом подразумевали расширение дороги с двух до шести полос, строительство трёх развязок, подземных пешеходных переходов и линий освещения. К проектированию переустройства газопровода у Приладожского дорожники приступили ещё в 2013 году, запросив техусловия у "Газпрома". Они подразумевали остановку транспортировки газа на время реконструкции. В 2019 году срок техусловий истёк, и "Упрдор" запросил их продление. Ему не отказали, но внесли существенную правку - газопроводы останавливать не должны, а врезка должна была выполняться под давлением. Расширение участка "Колы" до четырёх полос у Приладожского подразумевает, что прокачку газа по "Северному потоку" приостанавливать не будут.