47news позвонил в европейские столицы от Скандинавии до Апеннин и спросил о новых отношениях местных с русскими. В Париже нам бесплатно наливают, а про остальное почитайте.

На второй день военной спецоперации на Украине, 25 февраля, 47news поговорил с русскими жителями европейских столиц. Нас интересовало, как изменилось отношение местных к говорящим на том же языке, что Гоголь, Достоевский и Путин.

Россиянку Екатерину звонок корреспондента застал в столичном аэропорту "Домодедово". Она прилетела из Парижа и рассчитывала побыть с близкими до 28 февраля. Но после новостей из Украины муж-француз с друзьями убедили срочно поменять билет.

- Во Франции у меня вид на жительство, но, думаю, что теперь всерьез займусь оформлением гражданства, - рассказала она. - У меня много знакомых из Украины. Интересовалась, как их семьи, все ли в порядке. Но ни от них, ни от французских знакомых никакой агрессии в адрес россиян. Они разделяют жизнь обычных граждан от действий правительства, в этом плане все очень четко.

Екатерина уверена, что по возвращении в Париж реакция в местных магазинах и на улицах ее не удивит. Проблемы у русских могут возникнуть в периферийных районах столицы, но связано это, скорее, с особенностями местной этнографии. Там и до спецоперации России было неспокойно.

Бывшая петербурженка, а ныне тоже парижанка Мария говорит, что от французов исходит сочувствие к русским. По крайней мере, нет негатива и каких-либо обвинений:

- Им нас явно жаль. Вчера настоятельно советовали срочно искать постоянную работу и даже не думать уезжать домой. А вот владелец бара, куда мы вчера зашли, серб, поняв, что мы с подругой русские, аплодировал в прямом смысле стоя, кричал, что Путин – мужик. И налил нам выпить бесплатно, - рассказала она.

Не исключает возможных неприятностей Анна из Праги. В этой европейской столице она живет лет семь. Она, как и многие, отреагировала на события постом в соцсетях. В ответ знакомых чехов пришли слова поддержки и не только.

- Написала знакомая, с которой мы лет пять не общались. Без оскорблений, но со смыслом, что россияне должны активнее доносить свою позицию до власти, - передала суть она. - В целом есть опасения, что теперь пойду с детьми гулять, начнем болтать по-русски, и в свой адрес услышу грубости. Чехи же не любят русских с 1968 года (военной операции стран Варшавского договора, "Пражской весны" - ред.). С этим сталкивалась и я сама, и подруги. За последние лет десять отношение стало спокойнее, но в связи с последними событиями все может резко измениться.

С чешскими подругами собеседница обсуждала и одиночные пикеты, и акции, которые накануне прошли в российских мегаполисах.

- Одна из них рассказала, что ее мама вспомнила, как в конце 1980-х бегала на митинги, так что в каком-то смысле понимает участников, - рассказала 47news Анна.

Трубку сняли в православной церкви на западной окраине Берлина.

- Пока никаких изменений не заметили, никто ничего не рассказывает, все сидят, молятся. Службы у нас в субботу и воскресенье, а за два дня ничего необычного. На улицах мы бываем редко, везде карантины, особо никуда и не ходим, - ответили там.

В "русском" квартале Марцан на востоке немецкой столицы работает международная школа имени Ломоносова. В ней под четыре сотни детей, 95 процентов - русскоговорящие.

- Этот вопрос (о военной спецоперации - ред.) сильно не поднимается. Говорят, наверно, между собой, но в паблике стараются из солидарности друг к другу тему не поднимать. Мы, к сожалению, работаем допоздна, поэтому ни на улицах, ни в магазинах об Украине и России не разговариваем.

- Среди сотрудников наверняка и русские, и украинцы? Как теперь общаются?

- Конечно есть и те, и другие, но у нас коллектив очень дружный, стараемся не обсуждать, чтобы не было недопонимания.

В Риме 47news вопросы корреспондента были понятны сотруднице школы "Русское слово". Она расположена в 400 метрах от знаменитого Колизея.

- Пока никаких изменений я не вижу, ни к украинскому народу, ни к нам на территории Италии. У нас смешанный коллектив, сплоченный, мы все давно живем вне России. Как себя вести, пока не знаем. Конечно, ситуация очень расщепляет. У всех свои аргументы, своя ситуация. Стараемся все-таки обсуждать только работу, этот конфликт пока неподъемный, - рассказали там.

Мы попытались связаться с журналистами итальянских еженедельников, что печатаются на русском. Но телефоны в редакциях молчали. Зато ответил журналист и документалист Малькольм Диклесиус в Стокгольме. Спикер как раз вышел из телевизионной студии, где аналитики обсуждали свежие новости. Он отметил, что в его съемочных группах - интернационал из русских, белорусов, украинцев.

- Не боитесь, что зайдете с русскими друзьями в ресторан в Стокгольме, а там не поймут? - спросил 47news.

- В Швеции были очень серьезные опасения по поводу России, особенно во времена "Холодной войны". Все тогда боялись Советского Союза. Потом произошло большое изменение, примерно в 1990-х. Очень много шведов вкладывали в фонды, рассчитывая на процветание России. Теперь шведы опять боятся России, пошли разговоры о необходимости вооружаться. В 1999 году отказались от армии на границах. Но теперь опять растут расходы на оборону. Все обвиняют в этом Россию, что она сильно и нагло пытается показать свою мощь.

- Если сравнить отношение шведов к россиянам в 2014 году после событий в Крыму и сейчас, в чем разница?

- Тогда шведы воспринимали с удивлением реакцию россиян: все эти аплодисменты, крики "Ура! Крым наш!" Я объяснял, что это сильная тема, которая может объединить русских. И тогда я не то, чтобы одобрил, но понял, откуда эти эмоции. Но в этот раз мы видим что-то другое.