Только в марте можно забрать валюту из крупнейших банков. В ВТБ выгребли почти всё, и везде надо записываться. Рубли тоже просто так в карман не положишь.

Разницу между декларациями о том, что военные действия на Украине никак не отразятся на операциях в иностранной валюте, и реальностью журналист 47news почувствовал ровно за три часа до объявления президентом США Джозефом Байденом санкций в отношении крупнейших банков России. Примерно в полседьмого вечера в отделении ВТБ на площади Восстания было настолько грустно, что там отказали в выдаче 20 евро.

- Знаете, если у банка нет купюры в 20 евро, дела у него плохи, - заметила я менеджеру.

На эмоции он практически не реагировал, сообщив, что днём у них были очереди, а сейчас нет, потому что и валюты нет. С долларами, кстати, на тот час было проще – они были. Всё равно, как раньше, просто подойти в кассу и снять их, было нельзя, а нужно было пройти процедуру одобрения.

После того, как санкции ввели, стало очевидно: экспертно-народный совет снять с иностранных счетов валюту, если она лежит в крупном государственном банке, был правильным. Те, кто этого сделать не успел, смогут пощупать свои средства только в середине будущей недели.

По крайней мере, в ВТБ сообщили, что могут записать на выдачу средств в долларах в лучшем случае на 1 марта. Речь о любой сумме. С евро почему-то сложнее, о них надо договариваться за два-три рабочих дня. С учётом выходных, желание забрать деньги можно будет реализовать примерно в среду. На остальные дни правила пока такие же: о долларах договариваемся за два дня, о евро – за три. Рублей, кстати, тоже касается, всё, что выше 500 тысяч – только по договорённости.

- Неужели у вас действительно может быть такое, что в кассе нет 20 евро? – снова переспросила я.

- Сейчас средства снимают множество людей, так что да, может не хватать даже столь незначительной суммы.

До вчерашнего дня у ВТБ было одно из популярнейших приложений по инвестициям. Кстати, в первой утро военной операции, когда Мосбиржа была закрыта, курс там оказался фантастический – 42 рубля за доллар. Видимо, это была техническая ошибка. Теперь же брокер вообще работает в одном направлении – на вывод средств, причём, если дело касается акций, то только российских. Валюты вывести, вроде как, ещё можно, но и в мирное время происходило это с нервотрёпкой, не с первого раза и только по будням.

В крупнейшем банке "Санкт-Петербург" тоже обстановка не самая весёлая. В отделении рядом с площадью Александра Невского накануне мне сообщили, что в кассе есть "всего две тысячи долларов", их получение тоже должен санкционировать менеджер. Теперь же там действуют такие правила: сумма свыше 3 тысяч долларов или евро будет выдана через три дня после официальной просьбы клиента. Рубли отдадут за сутки, если нужно забрать до 300 тысяч, и за трое – если от 500 тысяч.

Оператор Сбера на вопрос, можно ли заказать сумму, от чего отсчитывается минимум и насколько заранее это надо делать, была категорична: "Придите в офис и узнайте. Заранее мы ничего не откладываем. Если в отделении есть достаточная сумма, вам выдадут, если нет – не выдадут".

В другом крупном финансовом учреждении, "Альфа-банке", заставили провисеть на телефоне 35 минут. Только путём переброски с одного оператора на другое удалось выяснить: сумма в любой валюте, эквивалентная 500 тысячам рублей, снимается по заявке. Конкретнее нужно смотреть в приложении, выбирая подходящее отделение. Крайний срок – 4 марта, но вполне можно найти дату и пораньше.

А вот в "Открытии", хоть и попали под санкции, преисполнены небывалого оптимизма. Там пообещали, что клиент банка может снять сумму вплоть до 300 тысяч долларов или евро в любое время.

Но о таких суммах и рассуждать страшно, не то что снимать.