"Угонный" отдел ответил, как Петербург и Ленобласть слезли с пика автокраж. Недавно воры "поднимали" по 1 млн за ночь, сегодня Сковороде и Пингвину опера через нас передают веселые приветы.
Журналист обратил внимание на рейтинг угонов, где сегодня если и пропадает premium, то реже и реже. Что касается колес middle-class, то это несопоставимо с прошлым валом. В ответе за это согласились быть руководители "угонного" отдела полицейского главка – подполковники Александр Березин и Олег Осминкин. Они не производят впечатление ветеранов – два современных, если не парня, то молодых мужчин. Вот мы и сообразили на троих.
- Были времена, когда "Фонтанка" и 47news делали такие новости: "За день в Петербурге угнали несколько Порше …".
Березин: "Или два Бентли".
скриншот новости "Фонтанка.ру"
Осминкин: Зачем отрицать? В 2014-2015 годах мы докатились до максимального количественного значения угонов – около 7 тысяч в год. Это был пик.
- В те годы я как-то один раз публично пошутил – либо опера по угонам спят 24 на 7, либо в доле.
Наши собеседники не засмеялись, и я включил "заднюю".
- Проехали. Почему тогда так вольготно им жилось?
Осминкин: Вряд ли на то, что я скажу, когда-нибудь смотрел обычный владелец машины: тогда к нам на рынок хлынули автодилеры из Кореи – "Киа", "Хенде", "Мицубиси" из Японии.
Березин: плюс немцы. Это я про БМВ и "Мерседес". Если они скупались теми, кто еще не отвык от показной роскоши, то "корейцы" стали доступными.
- И вы не были к этому не готовы?
Осминкин: Человек вообще чаще к форс-мажору не готов. Но была и наша субъективная ошибка. Мы не углублялись в сбыт, гонялись больше за непосредственными исполнителями, а машины уезжали строем в другие регионы…
- Краснодар, Кавказ?
Осминкин: Не обязательно, во все стороны и за границу – Казахстан, Узбекистан, Беларусь. Мы мало анализировали причины.
Березин: Также не было четкого разграничения на угоны и авто-угоны. Вы, кстати, в том году много писали об этой схеме. А сейчас статистика сама за себя говорит. И никто не скажет, мол, кто-то что-то скрыл, ведь не представить себе владельца, кто бы не заявил и не представить той дежурной части, которая бы отфутболила такого заявителя. К тому же страховые компании… Абсолютно все прозрачно.
- В те годы я как-то говорил с одним угонщиком, и он мне козырял, что они такую силу набрали, что даже если дернут машину какого-нибудь влиятельного человека, а их опера по секрету попросят поставить ее на место, то они откажут. Сегодня вернут по аналогичной схеме?
Березин: Нет.
- Не понял? Тогда вы не в авторитете.
Осминкин: Сегодня они знают, что, минуя нас, они не вернут, а нам их помощь сегодня не нужна. Тогда на фиг им это надо? Чтобы еще больше проблем у них выросло? Да, были такие схемы, но многих оперов и гаишников даже следаков выгнали или посадили. И теперь на воров почти нет выходов. Они не общаются так расслабленно как прежде. Это раньше, что трудно было толкнуть вперед…
- Вперед, это куда?
Березин: Вперед – это дальше - на сбыт.
Осминкин: Раньше, что им было трудно отправить сбытчику, то возвращали за деньги.
Березин: Даже угоняли под возврат. Ведь люди меньше по КАСКО страховались, поэтому и соглашались на выкуп.
Осминкин: Сегодня мы контролируем ситуацию.
- Как выглядит группа угонщиков? Тогда и сейчас.
Березин: Одинаково. Сами исполнители, электрики – те, кто отвечает за вскрытие машин, разбираясь в сигнализациях, документщики готовят липу-прикрытие, перегонщики и, наконец, возглавляет все эту пирамиду – сбытчик.
- Тогда и сейчас, в основном, метут эконом-класс?
Березин: Нет, средний. От "Хенде" до "Киа".
- Хай-левел?
Березин: Мало. Их же только на "удочки" можно ловить, а "удочка" стоит под два миллиона рублей. Они инвестировали в свой бизнес, тащили их из Прибалтики, Польши. Но серьезных спецов мы всех пересажали. Вы писали об этом – это "молдаване", тот же Спортсмен и компания, спецы по мерсам.
"Удочка" - электронное устройство, позволяющее стоящему рядов с хозяином машины, считать код его электронного ключа и передать на аналогичное устройство, которое находится уже у подельника, стоящего вплотную к машине.
- Вы могли бы прорекламировать какую-нибудь сигнализацию? Всем открыто посоветовать – ставьте эту и машину не угонят.
Осминкин: Мы знаем, с какими уезжают, а с какими нет. Но у нас нет контракта с автомобильными концернами.
Березин: Те, кто на последние деньги покупают машину, – ставят пищалку. А те, кто могут себе позволить – в районе 50 тысяч рублей. Этого, практически, достаточно.
- Всех не посадишь. Куда делись остальные профи?
Осминкин: Некоторые легализовались, ушли в бизнес. Некоторые уехали за границу, в ту же Польшу.
Березин: Перелом наступил в 2019 году, в 2020 мы это точно почуяли. А в 2021 поняли, что двигаемся в правильную сторону. Если в 2015 году – 7 тысяч [угонов] в год, то в 2020 - 2,5 тысячи, а 2021 - 1350. У нас снижение и в этом году.
- Цифры дадите?
Осминкин: Да, пожалуйста.
- Все равно, сегодня бывает по три угона в день на Питер и область.
Березин: Сюда же включается и страховой сегмент.
- Что это?
Березин: Люди в кредит покупают, потом продают в сопредельные государства, затем им привозят обратно документы, ключи, и они получают премию КАСКО, не выплачивая кредит. Мы научились раскрывать страховое мошенничество.
- Из прошлогодних 1350 сколько таких?
Березин: Двадцать процентов от среднего премиум-класса и от немцев.
Осминкин: Нужна поправка – 1350 – это вместе с ведрами, типа, ВАЗ-21053. Их угоняет уже черт знает кто и такие, как правило, сразу попадаются.
- Если нарисовать портрет угонщика того и современного, в чем найдем отличия?
Березин: По уровню исполнения – ни в чем. Меняется только оборудование. Но если тогда они могли гулять вразвалочку и выходить на работу через день, то сегодня – раз и в норку. Каждый день им тяжело. Оставят след, вот тебе и привет семье. Раз в недельку, а то и реже.
- В области им легче?
Березин: Смещение пошло туда. Это так. Хотя, там тоже снижение. Область граничит с другими регионами, оттуда легче забирать иногородним. Плюс камер в десять раз меньше точно. И работать нам там тяжелее. Но в прошлом году мы хлопали и тех, кто специализируется на области. Сейчас гастролеров в нашем поле зрения не осталось.
- Угонщик – это джигит. Если завел машину, то уже не остановится, пока не въедет в стену. И сейчас так же, если вскочил в седло, то все?
Березин: Да.
Осминкин: В общем – так. В разговорах между нами и ими мало что изменилось. Ни один угонщик никогда явку без разговоров не сделает. Не признает, даже при поличнике. Приходится иногда после задержаний общаться часами и часами.
- Этника в этом мире присутствует?
Осминкин: Из Азербайджана есть устойчивые группы, из Осетии. Узбеки, таджики - не про это.
- Раньше на улице говорили, что на дела они с собой всегда возили по миллиону. Мало ли – случайный залет.
Березин: Сейчас ни одного нет, кого бы мы брали, и он вез такую сумму или даже четверть ее. Денег у них сейчас нет. Мы тут контролировали группу по "Мицубиси", так они сбыли ту машину и месяц жили на это.
- Сколько их и на какую сумму в месяц жили?
Березин: Трое. На 500 тысяч рублей.
- Если глянем на пик их славы, по сколько на брата приходилось?
Осминкин: В то время группа могла три машины за ночь увести. Влегкую – это миллион за ночь на всю группу. Считаем: не 500 на троих в месяц, а миллион на троих в день. … В 60 раз больше. Вернее, сегодня в 60 раз меньше. В 50 раз точно. Умножьте свою зарплату на 50?
- Они жалуются вам?
Березин: Слухи доходят. Раньше говорили – спасибо, что накрыли, мы устали от кокса, шлюх, хоть посидим немножко, восстановимся, а сейчас хотят работать, но не дают.
- Стреляли когда последний раз?
Березин: В том году брали ржевских на М-11. Там стреляли в воздух. Брали две группы одновременно. Угонщики оружия не возят. Только в ходе обысков. Хотя… приезжала группа из Беларуси и вот на родине они отстреливалась. Их брали в этом январе.
Недавнее задержание двух угнанных машина на трассе М-11
- Если бы можно было всех их собрать в актовый зал, сколько стульев надо было бы расставить?
Березин: Что мы подразумеваем? Если пехоту-исполнителей, то много. Она сидит, выходит, исполняет, залегает на дно, а вот организаторов-сбытчиков – десяток.
- Кому через нас передадите привет. По прозвищам, конечно.
Березин: Кепка, Сковородка, привет!
Осминкин: Пингвина забыл. Обидим человека. Пингвин, привет!
- Какое сегодня у них оснащение?
Березин: Если тогда - рации, то сейчас модемы, которые выходят через VPN, оборудование для авто. Такое, что надо 30 секунд и полюбившийся автомобиль их.
- Вы лично смогли бы угнать мою машину? При их технике, конечно.
Березин: А какая у вас?
- Фольксваген Пассат.
Березин: На днях опера Калининского района брали группу – те могли бы.
- Новинки в оборудовании?
Осминкин: Тетрис – это новое оборудование на Корейский сегмент и "Мицубиси". Без ключевого завода. Это серьезней "удочки". Если "удочка" - два сигнала от двух человек – вора и хозяина, то "Тетрису" хозяин не нужен. Стоит столько же - полтора-два миллиона.
- Сколько человек в "угонном" отделе?
Осминкин: 30.
Березин: 25, на преувеличивай.
- Сколько времени и оперов надо, чтобы прижать одну группу?
Березин: Декабрьская группа работала по Корее, "Аутлендерам", "Праймам", "Санта Фе". Два вора, перебивщик, документалист, организатор, сбыт - полная цепочка. Потратили полгода. Четыре опера.
- Представим себе, что я царь. А вы можете попросить, что хотите.
Березин: В-первых, если мы второй город в России, то система "Безопасный город" у нас хромает. В Москве круче. Во-вторых, у нас нет постов ГИБДД на выездах, все извели как класс. Оптимизация называется, а посты нужны – оттормаживать их можно в любом потоке и так далее. У нас же преимущественно перебиваются машины на территории Ленобласти.
- Самый жаркий район?
Осминкин: Естественно, Всеволожский, все выражено географически.
- У вас какие служебные машины?
Березин: Предоставленные МВД.
- Вам другие нужны?
Осминкин: Мы в догонялки не играем. Перестали играть. Сейчас один вор не имеет значения.
- Вы для себя ничего не попросили.
Березин: Так мы же розыск.
- Какая самая не угоняемая марка?
Осминкин: "Вольво". Она какая-то им не интересная, надо много что перебивать, на ней много идентификации. Так во все времена с ней было.
Все хорошо, только они отказались от фото в редакции. Впрочем, они и не герои YouTube.
Выспрашивал Евгений Вышенков
47news