Первая в мире ледостойская платформа оградит Арктику от неадекватных. И вообще, не всё решается мощью ядерных реакторов.

Министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов 11 января констатировал 90-процентную готовность Ледостойкой самодвижущийся платформы "Северный полюс" (ЛСП) во время визита на строящие её "Адмиралтейские верфи". ЛСП строится для проведения круглогодичных полярных исследований природных условий в высоких широтах северного полушария. Прочность корпуса - Arc8, автономность по запасам топлива - около двух лет, срок службы - не менее 25 лет; экипаж - 14 человек; научный персонал - 34 человека. Проект не имеет аналогов в мире по прочности корпуса и автономности плавания.

Работать на "Северном полюсе" предстоит сотрудникам ФГБУ "Арктический и Антарктический НИИ" (ААНИИ, подведомственно Росгидромету). 47news расспросил заместителя директора института по научной работе Игоря Ашика о пользе грандиозного сооружения для самого масштабного проекта России 21 века - освоения Северного морского пути (СМП).

01.JPG Игорь Ашик. Фото из его личного архива

- Если я правильно понимаю, основная задача "Северного полюса" применительно к освоению СМП - прогнозы погоды и ледовой обстановки.

- Это маленькая часть. Уникальные лаборатории ЛСП позволят проводить эксперименты в живых природных условиях. Изучение смоделированного ледяного покрова в холодильнике не идет с этим ни в какое сравнение - как бы мы не старались, такой лёд не будет соответствовать характеристикам льда в Арктике. Ну и во-вторых, это дополнительная точка мониторинга природных условий, которая будет располагаться в открытой части Северного Ледовитого океана.

- Кстати, где?

- Точно пока сказать не могу, скорее всего, речь пойдет о вмораживании платформы во льды где-то к северу от Новосибирских островов и после этого её свободный дрейф по акватории океана.

- Довольно далеко от СМП.

- Ну и что? Вас в погода в Питере интересует?

- Конечно.

- Чтобы прогнозировать погоду в Питере, нужно знать, какая погода в Гренландии. Это грубо говоря. Для точности прогноза лучше на всем северном полушарии. Новая точка повышает качество прогноза - это то, что касается мониторинга и наблюдений. Но повторюсь: платформа, в первую очередь, уникальная научная лаборатория, которая, в том числе, изучает ледяной покров.

02.png Яндекс.Карты

- Но акватория Северного Ледовитого океана, расположенная севернее Новосибирских островов, довольно далека от СМП - он-то южнее этих островов.

- Ледяной покров на территории арктических морей имеет примерно одинаковые характеристики.

- Его ломают ледоколы. Атомные "Арктика" и "Сибирь" не боятся даже ранее считавшейся непроходимой зимой восточной части СМП.

- Не обязательно надеяться только на мощность ледоколов. У них очень дорогое топливо, ледокольные проводки вообще дорогое удовольствие. В принципе неправильно ставить освоение Арктики в зависимость от грубой силы атомных реакторов. Платформа "Северный полюс" углубит наши знания, что позволит дать рекомендации по более рациональному и оптимальному освоению и использованию СМП.

- Прошу прощения, а как именно?

- На первом месте изучение физических процессов взаимодействия ледяного покрова с разного рода инженерными сооружениями. Это форма корпусов судов, материалы, из которых они изготавливаются. А ещё это любые гидротехнические сооружения, существующие в условиях ледяного покрова: нефте- и газодобывающих платформы, которые должны действовать на шельфе арктических морей, портовые сооружения. Правильный подбор формы и материала корпуса судна позволит существенно сэкономить на топливе. Во-вторых, прогнозы ледовой обстановки. Для их совершенствования нужны глубокие знания физических процессов, протекающих в ледяном покрове, в океане, с которым он взаимодействует, в атмосфере, которая существенным образом на него влияет. Исследования на платформе позволят развить и углубить эти знания, создать модели, которые воспроизводят динамику ледяного покрова - нарастание, таяние - и остальные процессы - значит, будут способствовать улучшению качества прогнозов. Такое невозможно без серьезных натурных экспериментов.

- Применительно к плаванию по СМП это означает…

- Что гораздо реже потребуются ледокольные проводки, потому как появится возможность вести караваны, обходя заранее известные опасные места, использовать суда повышенного ледового класса, которые в определенных условиях обойдутся без ледоколов. Только надо заранее знать, когда и где будут такие условия.

- "Северный полюс" обошёлся бюджету в 7 млрд рублей. Он окупится?

- А окупились ракеты проекта "Апполон", которые летали на Луну? Они никак не окупились. Если говорить о научной составляющей, главный бонус - получение новых знаний. Некоторые возможные способы их практического использования я описал, но, в принципе, монетизация - не наше дело. Очень трудно предсказать, какая материальная выгода будет от тех или иных знаний.

В конце ноября 2021 года шесть судов, следовавших в Певек, застряли в восточной части СМП в районе Новосибирских островов и пролива Вилькицкого со стороны Карского моря и моря Лаптевых. Причиной происшествия назвали неожиданное изменение погоды с активным ледообразованием - фактически, бросив камень в огород авторов составителей прогнозов. Вызволять застрявших отправились ледоколы "Атомфлота" (входит в госкорпорацию "Росатом"). Ещё около десятка судов были остановлены в Баренцевом море, им не разрешили движение на восток. Происшедшее назвали Певекским кризисом, появились предположения о несостоятельности планов по освоению круглогодичного транзита по Северному морскому пути.

- Платформа позволит избежать таких ситуаций? Кстати, это были ваши прогнозы?

- Наши, но плохими они оказались с точки зрения тех, кто не умеет ими пользоваться. Надо понимать, как организовано плавание по СМП. Чтобы любое судно зашло на трассу, оно должно получить разрешение от ФГБУ "Администрация Северного морского пути". Администрация принимает такие решения в зависимости от сложившейся и ожидаемой ледовой обстановки на акваториях - в том числе от прогнозов. Это прогнозы типов ледовых условий, которые даются для отдельных районов трассы - грубо говоря, легкая, средняя, тяжелая. Представьте обычную ванну, в одном её углу плавает лед, всё остальное чисто. Это какие ледовые условия?

- Легкие, раз в одном углу.

- Совершенно верно. И тогда была ситуация, когда в отдельных местах преобладала чистая вода, в отдельных присутствовал лед. Но по всей площади конкретного района ледовые условия все равно считаются легкими. Суда, которые попали в беду, залезли в зону со сложными ледовыми условиями. Чтобы плавать по СМП, нужны детальные карты ледовой обстановки и детальные прогнозы. А не прогнозы типов ледовых условий. Очень небезопасно принимать решение плыть по СМП на основании только прогноза типов ледовых условий.

- Кто же принял такое решение в данном случае? Тот, кто запросил прогноз типов ледовых условий?

- Прогнозы типов ледовых условий запрашивает и использует Администрация СМП. Она эти прогнозы выставляет у себя на сайте. Неразумно ведут себя судовладельцы, которые вместо того, чтобы обратиться к специалистам, берут информацию с сайта Администрации, видят, что там прогнозируется легкий тип ледовых условий, и принимают неадекватные решения.

- А что они должны были сделать?

- Обратиться к организациям, которые предоставляют детальную информацию о прогнозируемой ледовой обстановке. Этим занимаются территориальные управления Росгидромета - Мурманское, Северное, Якутское, Чукотское, наш институт. У нас есть Центр ледовой гидрометеорологической информации, который оперативно предоставляет такие сведения. Ни одно из судов, обеспечивавшихся нашим Центром, в ледовый плен тогда не попало.

- То есть, судовладельцы решили сэкономить?

- Похоже, что так.

- А сколько стоит такой прогноз?

- Несколько сотен тысяч рублей. Это копейки, по сравнению с убытками, которые понесли судовладельцы из-за простоев вмерзших в лёд судов.

По словам заместителя генерального директора АО "ЦНИИ морского флота" Александра Буянова, путь из Мурманска во Владивосток по СМП, когда нет льда, занимает примерно 15 суток, через Суэцкий канал — около сорока. Фрахт одного судна в зависимости от ряда технических факторов стоит от 10 до 100 тысяч долларов в сутки, плюс стоимость топлива и возможные штрафы за задержки. Части не попавших из-за Певекского кризиса на СМП судов пришлось возвращаться из Баренцева моря, чтобы плыть через Суэцкий канал.