Авторы свежей музыкальной "Лолиты" подали на себя в суд. Мол, пародия это, хотя в рекламе сами шумят о шедевре. 47news зацепил раздвоение сознания.
Не без дозы фарисейства подошли, можно сказать, к мировой премьере мюзикла "Лолита" в мультимедийном театре ЛДМ "Новая сцена". Как бы это написать, как положено у критиков … Облечённые в куплеты и танцевальные номера мытарства преподавателя литературы Гумберта Гумберта, инфернально влекомого к существу из породы "нимфеток", должны представить в Петербурге 30 и 31 октября.
В анонсах к спектаклю обещают эмоциональный накал, подлинные страсти и вообще сенсацию. Каждое предложение пришпоривает: "Иди и смотри".
"Компания MakersLab более четырёх лет вела переговоры с наследниками автора и только сейчас открылась эта дверь", - расставляет акценты чарующий женский голос из рекламного трейлера новой постановки.
"Впервые скандальный шедевр В. В. Набокова — обретает язык музыки и пластики", - зазывает на спектакль сайт театра. "Самая скандальная театральная премьера сезона – впервые "Лолита" Владимира Набокова воплощена в мюзикле", - повторяется электронный глашатай. "Это новый мюзикл по роману того самого Набокова...", - видимо, чтобы совсем было понятно, разжёвывает потенциальному зрителю портал. Пуристам-моралистам и вовсе советуют оставаться дома и тем самым сберечь девственность. Всё-таки Купидон стрелял в немолодого Гумберта дефективными стрелами.
Вывод напрашивается сам собой, авторы мюзикла чтут конический текст четырежды номинанта на Нобелевскую премию. Того самого Набокова, что юношей бегал с сачком за бабочками в Рождествено под Гатчиной, а потом, где только не пожил и в статусе классика и мэтра скончался в курортном городе Швейцарской Ривьеры.
Вместе с тем, как стало известно 47news, за полторы недели до премьеры "Лолиты" Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти принял решение по иску того самого MakersLab сиречь ООО "Мэйкерс Лаб", которое в течение четырёх лет вело переговоры о мюзикле с наследниками Набокова. Из решения суда следует, что компания MakersLab действительно готовила сценарий мюзикла, но просит заказчика работы "обязать признать пародией и карикатурой в виде интерпретации романа В. Набокова "Лолита".
Строгий язык судебного решения раскрашен упоминанием таких приёмчиков как "гротеск", "ирония", "сатира" и "юмор". Но вместе с тем, складывается впечатление, что авторы сценария, оказывается, сами не против почитать мораль на тему нравов. В шести менторских пунктах, со ссылкой на заключение эксперта-специалиста, они объясняют истинные цели создания спектакля. Они высокие, но отличные от тех советов, что звучат в анонсе к сенсационной "Лолите".
"Добросовестная цель создания пародии (сценария) (признак присутствует) заключается в донесении до зрителя эффекта отторжения к явлениям сексуального влечения к несовершеннолетним и прочим девиантным формам поведения, отраженным в произведении Набокова В. В.", - вскрывает суть творческой работы иск MakersLab.
Рядом пропасть модных слов. Оказывается, те самые комичные приёмы "высмеивают явления адюльтера, измены, привязчивого отношения, соблазнения и харрасмента к несовершеннолетним, и помогают зрителю ощутить всю абсурдность и недопустимость таких явлений". Наверное, примерно так, "литовали" тексты в Ленинградском рок-клубе, когда, разбирая песню про какого-нибудь бюрократа-держиморду или тунеядца делали отсылку-посвящение к загнивающему Западу.
Кроме этого, оценен экономический эффект от пародии, которую просят считать самостоятельной работой. Он не должен оказать негативного влияния на оригинальное произведение Набокова В. В. То есть, если казаки или "милоновцы" или, вообще, вдруг, то – минуточку, судья признал все это нравоучительным.
Согласно данным "СПАРК Интерфакс", единственным владельцем ООО "Мэйкер Лаб" является Ирина Афанасьева. Она же руководит театром ЛДМ "Новая сцена" и, как следует из афиши "Лолиты" является генеральным продюсером, автором либретто и автором режиссёрской концепции спектакля.
47news позвонил по известному телефону театрального продюсера и режиссера Афанасьевой. Собеседница откликнулась на просьбу выслушать вопрос о грядущей премьере "Лолиты". Однако, когда корреспондент закончил про то, как пародия и карикатура в исковом решении соотносятся с рекламой про то, что шедевр Набокова впервые обретает язык музыки и пластики, она выдала:
- Честно говоря, вы, наверное, не туда попали.
- Ирина Гусейновна Афанасьева, это же вы? - я отказывался верить в коварство служителей Мельпомены.
Свой первый мюзикл продюсерский центр MakersLab поставил в 2014 году, им стал спектакль "Мастер и Маргарита". Через пять лет Петербурга загудел новостью, что партию Воландаа в нём может исполнить популярный голливудский комик Джим Керри. Сеанс разоблачения провела"Фонтанка". Ее журналисты вспомнили и про известное дело нулевых "Домино". Тогда судьям пришлось разбирать казусы сделки с недвижимостью известного, а ныне покойного петербургского бизнесмена Романа Цепова. Тюремное дело было. Да?
- Нет, нет, нет, - донеслось из трубки перед сбросом звонка.
Увы, корреспондент не смог уточнить и про четырёхлетние переговоры с наследниками Набокова. Всё-таки единственный сын писателя Дмитрий Набоков умер в 2012 году. Он был последним из живых родственников того самого автора "Лолиты".
Александр Калинин,
47news
"Лолита" стала девятой театральной работой MakersLab / театр ЛДМ "Новая сцена". Три года назад театр уже представлял спектакль со схожим названием "Лолита 1916". Но там не про сломанное детство американки Долорес, а про железнодорожную катастрофу поезда Царское Село — Петербурга и Григория Распутина.