Перевёрнутое каменное сердце - как символ, а утонувшая полуторка на Дороге Жизни с ключом зажигания в замке – хоть заводи и поезжай.

Между Шлиссельбургом и бывшей деревней Липки, рядом с берегом Ладоги, 27 сентября установлен памятный знак - 21-тонная каменная глыба в форме перевернутого сердца.

В сентябре-ноябре 1941 года в этих местах были предприняты первые попытки прорыва блокады Ленинграда, названные "Шлиссельбургским десантом". Это были моряки Балтики с ополченцами. Одной из попыток руководил майор Василий Маргелов, впоследствии ставший командующим Воздушно-десантными силами. Его бойцы на лыжах дошли до укреплений противника и 28 ноября взяли первые рубежи. Не удержались, потеряв более 800 человек.

Камень с советских времён врос в землю на Северном проспекте в Шлиссельбурге. Поднять его пытались ещё тогда, но цепи оборвались. Сегодня начал установку сенатор от Ленобласти Дмитрий Василенко. По его словам, это - символ русского воина, которого не столкнуть и не сдвинуть.

- Перевёрнутое, потому что с наступлением войны всё перевернулось и в мире, и у тех солдат. У них же были матери, отцы, жёны. Война порушила уклад. Целью стало победить во что бы то ни стало.

Одним из инициаторов стал командующий Воздушно-десантными силами России, генерал-полковник Андрей Сердюков. Идея возникла в разговоре с ним во время командировки в Сирию, рассказал Василенко. Официальное открытие пройдет в ноябре. Ждут москвичей.

Ещё одним артефактом Победы в Кировском районе станет восстановленная полуторка. В октябре прошлого года её подняли со дна Ладоги в десяти километрах от деревни Кобона. Там проходила Дорога Жизни. Поиск вёлся гидролокатором, затем на глубине шесть метров машину обследовали водолазы. Одним из них был заведующий музея “Кобона: Дорога Жизни” Сергей Марков. По его словам, сложность состояла в том, что полуторка была перевёрнута и частично погрузилась в грунт.

- Сначала с помощью лебёдки её перевернули и дождались пока осядет взвесь. Кабина была сплющена и разрушена, но остальные части и узлы уцелели. Например крылья, бензобак, рама, коробка передач, двигатель. На кузове даже сохранилась родная краска. Есть и следы горения, не исключено, что от попадания, - рассказал Марков, добавив: на спидометре виден пробег - более 4 тысяч километров. - Совсем для таких немного.

Сначала полуторку отмыли, затем разобрали на элементы. Каждую деталь очистили пескоструйным методом. Стало видно, где коррозия, - там металл наварили. Кабину воссоздали из стекловолокна.

- Можно было и из железа, но это - памятник для уличных условий. Танку все равно, а машине нет. Оставьте свою на улице на несколько лет и поймёте. Стеклопластик намного прочнее, и с метра не отличишь от оригинала. Водительская дверь будет открываться с ключа, капот тоже, - говорит Марков.

Полуторка будет установлена у въезда в Музее прорыва блокады Ленинграда у Ладожского моста. По данным 47news, на памятные торжества должна приехать Валентина Матвиенко.

Символический факт: после подъёма полуторки стало видно, что в замке зажигания - ключ. Он и теперь - на месте. 

Виктор Смирнов,

47news