На фоне новостей о связанном ребенке в больнице Петербурга и обвинении в лишении свободы 47news поговорил с врачами. Их ответы не понравятся Александру Бастрыкину.

По информации 47news, пять сотрудников Следственного комитета Петербурга занимаются историей в Детской инфекционной больнице № 3 на Васильевском острове, где 9 сентября связали ноги трехлетнему гиперактивному сироте Вите. Уголовное дело по лишению свободы возбуждено после того, как узлы из колготок попали на камеру смартфона популярной блогерши, на всякий случай, сестры репера Славы КПСС.

Цитата из постановления: "неустановленные лица из числа сотрудников, имея преступный умысел, нарушая право на личную свободу, предусмотренное Конституцией, систематически привязывали надетые колготки к детской кровати, а также детскому стулу для кормления … лишая возможности свободно передвигаться в неограниченном пространстве".

47news спросил в больницах Петербурга и Ленобласти, как там они сами справляются с пациентами-малышами.

- Видела я это видео, о котором вы говорите! Я бы премию дала той медсестре, которая так здорово и хитроумно придумала, чтобы ребенок не был привязан намертво и имел хоть какой-то объем движений. Считаю, что в этом ничего плохого нет, а она просто молодец, - высказалась собеседница в одной из детских городских больниц Петербурга.

Понятно, что фраза из документа о "неустановленных лицах" - это просто предварительная процессуальная форма. Сегодня в СК, конечно, известно, что речь идет о 59-летней медсестре Семеновой. Она проработала в этой больнице 14 лет, без замечаний. После начавшегося шума уехала на дачу под Приозерск, откуда ее увезли в больницу с сердечным приступом.

- Честно говоря, какого-то насилия я в этом не заметила. Силу сотрудницам вообще применять запрещено, только по медицинским показаниям, например, при судорогах, - прокомментировали в другой известной клинике.

В целом все опрошенные нами сотрудницы жалуются на количество пациентов, не сопоставимое со штатом.

- Одна медсестра отвечает примерно за 12 детей (в василеостровском случае медсестра отвечала за 15 детей – ред.). Каждому нужно вовремя поставить капельницу, дать таблетку и все это — в разных дозировках. В отделении дежурят четыре медсестры, которые должны выполнять назначения врачей: заполнять медицинские карты, принимать и переводить пациентов на другие отделения, - объяснила одна из петербургских медсестер. - Вечером остается один дежурный врач на два отделения. У него тоже нет возможности всех контролировать.

- По нормативам наш график — сутки через трое, а на деле получается — сутки через двое или сутки через сутки, причем без сна. Ни в одной инструкции не прописано, сколько раз нужно проверить состояние больного. Но за смену навещаем каждого минимум по 10-12 раз, - рассказывает еще одна сотрудница.

Тяжело, по словам собеседниц, приходится с "органиками"-детдомовцами - это пациенты с врожденными заболеваниями или патологиями центральной нервной системы. Пищу и лекарства им вводят через трубку-гастростому. В таких случаях руки детей фиксируются бинтом или тряпкой, чтобы те не выдернули шланг или не навредили себе в процессе.

- В этом плане очень помогают сотрудники благотворительных фондов и волонтеры. С ними на связи старшая медсестра. Как только поступает пациент из детдома, приезжают профессионально подготовленные женщины и обеспечивают индивидуальным уходом. У каждой такой помощницы по одному пациенту, - рассказала 47news врач одной из детских городских больниц, знакомая со спецификой. 

Эту схему пришлось корректировать из-за пандемии. Теперь кроме медкнижек помощники должны предъявить актуальный отрицательный тест на COVID-19. Мазок берут и у пациентов, и это тоже функция медсестер. Если ПЦР-тест положительный, персоналу платят около 2400 рублей. Зараженных детей отправляют в больницу имени Филатова и Петербургский педиатрический медуниверситет.

Не легче в отделениях детской онкологии. Там днем и ночью кому-то плохо. Страдающие дети вырывают катетеры, а медсестры дежурят с врачом-анестезиологом.

- Иногда кричат и вырываются так, что могут отбить почки. Пятилетний пацан тварью обозвал, когда подкожный укол ставила. Бывает, что только иглу достали, сразу слезы, слюни, сопли. В таком случае всем отделением держим одного пациента: родители помочь не могут, им жалко. Плачет ребенок, плачет и мама, - рассказывает сотрудница одного из таких отделений.

Палаты в детских больницах, как правило, двухместные. В них предусмотрено отдельное место для родителей, которые спят на разборных кроватях. У детей кровати - в полутора метрах от пола, регулируются по высоте и оборудованы высокими откидными стенками. На бетон постелен линолеум.

больница Раухфуса

фото google.com, пользователи Кристина Новикова, Ира Леови, Константин Иванов (ДГБ 1) и Екатерина Казанская, Мария Александровна, Valentina Kotova (больница им. Филатова).

Не секрет, что с позиции медсестер начинается карьера молодых студенток профильных вузов. Работу они совмещают с учебой и уже жалуются на здоровье.

- Постоянно подташнивает, сильно болит голова. Лицо больше серое, а не нормального, здорового цвета. Заработала варикоз, хотя раньше ноги почти не болели. Ну и осанка уже не та, - рассказала 47news одна из студенток, которая проработала в больницах всего около года.

Другая собеседница указала, что официально в большинстве детских больниц вакансий нет.

- Но все же понимают, как устроена наша Россия-матушка. В майском указе президент поручил поднять зарплаты (планировалось повышение доходов младшего и среднего медперсонала к 2018 году до 200 процентов от средней зарплаты по региону - ред.). Но чтобы не платить приличные деньги младшему персоналу, а это санитары, младшие медсестры и сестры-хозяйки, их заставили уволиться и перевестись в уборщицы. Причем это всероссийская история. Зарплата соответствующая, около 12-18 тысяч в месяц, - рассказала нам сотрудница одной из детских больниц Петербурга.

Все же 47news позволяет себе напомнить СК, что есть еще куда стремиться с проверками. В интернет-магазинах вовсю продаются детские аксессуары под названием "вожжи-поводок" и браслеты, смахивающие на наручники. Да и при поездках в автомашинах детей лишают свободы при помощи ремней в креслах.

Андрей Карлов, Анна Медведева,
47news