Реконструкция Мурманки споткнулась о желание Газпрома. Монополия не будет останавливать газопроводы ради дорожников. 99% трассы расширено, но оставшийся процент сведёт всё на нет - машины попали в бутылочное горлышко. 47news заметил лукавство.
Реконструкцию трассы "Кола" с 51 по 68 километр планируют закончить к концу 2021 года. Должно быть особенно приятно тем, кто летом часами стоял в пробках на жаре и чертыхался на дорожников. Да и не только этим летом, реконструкция начата три года назад. От Путилово и практически до моста через Неву дорогу расширили с двух до четырёх полос и разделили лесополосой. Но есть мрачный нюанс - на 58 километре трассы у посёлка Приладожский осталось 900 метров двухполосного движения и получилось бутылочное горлышко в обе стороны. К работам там даже не приступали.
Заказчик реконструкции - Федеральное казённое учреждение “Упрдор Северо-Запад”. Стоимость 17-километрового отрезка - 12 млрд рублей. Подрядчик - компания ВАД (По данным СПАРК-Интерфакс, оборот за прошлый год 85 млрд, прибыль 4,8 млрд.) Начало работ - июль 2018, окончание - 1 декабря 2021.
На 58 километре под “Колой” проходят две нитки “Северо-Европейского газопровода”, то есть действующего “Северного потока-1”, что прокачивает в Европу по 50 млрд кубометров газа в год. И там же две нитки магистрального газопровода “Грязовец-Ленинград”. Все принадлежат ПАО “Газпром”. Эксплуатирует в нашем регионе структура монополии “Трансгаз Санкт-Петербург”.
Проектирование “Упрдор” начал ещё в 2013 году и запросил у Газпрома техусловия. То есть то, что нужно учитывать при прохождении участка с газопроводами, требования и ограничения. Техусловия были выданы. Одно из них - на время дорожных манипуляций транспортировка газа будет остановлена. Но в 2019 году срок техусловий истёк, и “Упрдор” запросил их продление. Ему не отказали, но внесли существенную правку - газопроводы останавливать не будут.
В результате километровый отрезок ждёт новое проектирование и согласование в Главгосэкспертизе РФ. В “Упрдоре” пока не говорят, сколько времени это займёт, но называют новый срок завершения реконструкции - 2023 год.
Что касается конкретных работ, то их перечень виден в сметной документации. Там же видны сроки исполнения. Так, “бетонирование существующих футляров и прокладка открытым способом стальных труб” должно занять три года. “Прокладка методом продавливания стальных труб Ду 1200 класс прочности К38 для футляра с демонтажом существующей и устройством новой электрохимзащиты футляра” займут тот же срок. Самые капиталоемкие работы - “демонтаж существующих труб и прокладка стальных труб Ду 1000” - обойдутся в суммы от 30 до 80 млн рублей в зависимости от газопровода.
По данным 47news, новое условие Газпрома, мягко говоря, озадачило и заказчика, и подрядчика. Действительно, сложно представить, как теперь ВАД будет сдавать объект, а “Упрдор” принимать - в госконтракте конкретные сроки и объём. В случае нарушения заказчик обязан проинформировать ФАС, а там рассмотрят вопрос о внесении в реестр недобросовестных поставщиков. Возможно, решением будет допсоглашение к договору, но тогда сроки сдачи сдвинутся. К слову, насколько опасны работы рядом с действующими магистральными газопроводами - тоже неясно. Но можно предположить, что для них нужны специфические допуски и лицензии.
Насколько процесс усложняется и будет ли удорожание, 47news спросил у компании ВАД. Заместитель главного инженера Денис Федукович в ответ на вопросы, как показалось, испуганно бросил трубку. Телефон в офисе не отвечал, на письменный запрос там не ответили, с гендиректором Валерием Абрамовым связаться не удалось.
В “Упрдоре” сообщили, что с учетом необходимости “беспрерывной работы газопроводов" был проработан вопрос технологического переустройства без остановки транспортировки газа – путем врезки под давлением в действующие магистральные газопроводы.
- Внесение изменений в проект реконструкции и новое согласование с "Главгосэкспертизой России" отразилось на сроках производства дорожных работ. В результате участок длиной 15,63 километра, как и планировалось, введут в строй до конца 2021 года, а оставшиеся 0,9 км – в 2023-м.
“Конфликта нет, все вопросы решаем в рабочем порядке”, – сухо прокомментировал в разговоре с 47news гендиректор “Трансгаз Санкт-Петербург” Георгий Фокин.
47news спросил у официальных представителей Газпрома и “Трансгаза Санкт-Петербург”, с чем связано новое требование к дорожникам. И насколько эти работы специфичны, кто их может выполнять. Как сообщили в монополии, работы по переустройству газопроводов и их подключению может проводить "любая организация, имеющая соответствующие лицензии, необходимую разрешительную документацию, специализированное оборудование и технику и квалифицированный персонал. Безопасность работ контролирует газотранспортное дочернее общество Газпрома".
Что касается ключевого вопроса об остановке газа, то в Газпроме ответили следующим образом: в соответствии с техническими условиями, выданными в 2019 году, Газпром предоставил Упрдор "Северо-Запад" возможность выбора для каждого газопровода одного из двух методов подключения переустроенных участков к действующей газотранспортной системе.
- Первый – традиционный метод сварки захлестного соединения с остановкой транспортировки газа. Сроки проведения работ согласовываются всеми заинтересованными сторонами, включая Газпром, исходя из необходимости надежного газоснабжения потребителей. Второй метод – врезка под давлением без остановки транспортировки газа. Упрдор "Северо-Запад" для газопровода "Грязовец – Ленинград" выбрало традиционный метод, для "Северного потока" - врезку под давлением.
В "Упрдоре" реакция монополии, видимо, вызвала удивление. Судя по официальному ответу, никакого выбора Газпром не давал, а директивно указал, что делать можно, а что нельзя.
"В письмах, направленных собственником газопроводов в ФКУ Упрдор "Северо-Запад", было указано, что остановка транспортировки газа по газопроводам "Грязовец – Ленинград -1" и "Грязовец – Ленинград-2" в 2020 и 2021 годах не запланирована, но данный вид работ на этих газопроводах возможно провести методом сварки захлестного соединения или вварки прямой вставки, то есть с остановкой транспортировки газа. Однако сроки такой остановки не были обозначены. Также собственник сообщил, что переустройство двух ниток "Северного потока" возможно только с применением технологии врезки под давлением, то есть без остановки транспортировки газа - заявили в Упрдоре, добавив:
- Подчеркнем, открытие движения транспорта по автодороге после переустройства только двух ниток газопроводов невозможно. Для завершения реконструкции участка дороги требуется выполнить переустройство всех четырех ниток газопроводов.
Исходя из этого ответа, можно сделать вывод, что Газпром, мягко говоря, лукавит. Но возможно, всё просто - останавливать стратегический газопровод нельзя по экономическим и геополитическим причинам, а перед гражданами всё-таки неудобно.
Впрочем, водителям от этого политеса не легче - впереди ещё как минимум два года в пробках.
Виктор Смирнов,
47news