Прокурор Ленобласти готов взять трубку на всех, кто даст денег на спасение дольщиков. Если не будут звонить - сажать. Хотя ему намекали, что нужно другое.

В пятницу, 25 июня, в Доме правительства Ленинградской области собрались, чтобы в очередной раз подумать, как помочь обманутым дольщикам. Сюда пригласили всех крупных и живых застройщиков Ленобласти. На этот раз мероприятие было инициировано прокуратурой, а общая мысль свелась к необходимости придумать механизм стимулирования застройщиков участвовать в решении этого вопроса. Грубо говоря, участники обсуждали, как законно взять деньги у богатых девелоперов и отдать их бедным (в смысле, несчастным) дольщикам.

В общих чертах механизм и так существует. Застройщику положены преференции за участие в судьбе долгостроев. Это может быть получение земельных участков на выгодных условиях или повышение этажности в некоторых проектах. Правда, ещё в апреле мы писали со ссылкой на вице-губернатора по строительству Михаила Москвина, что очереди за этим бартером не выстраивается.

Рычаг давления же заключается в установленном ограничении на высотность. До недавнего времени планку в 12 этажей для городских и 9 для сельских поселений можно было обходить, если на муниципальном уровне приняты документы, разрешающие отклоняться от нормативов. Собственно, в апреле же эту возможность и прикрыли.

По словам прокурора Бориса Маркова, его ведомство пытается любыми законными способами восстановить права обманутых дольщиков, а их сегодня 20 тысяч человек в 247 объектах. "Это боль для граждан, социальная напряженность и задача президента решить этот вопрос до 2024 года", - объяснил он свое присутствие в зале.

Глава надзора заметил, что за последние годы заключено всего 16 соглашений с инвесторами, и это, на его взгляд, мало.

"Мы должны разобраться, что еще можно сделать, чтобы повысить их инвестиционную привлекательность", - отметил он.

Прокурор Марков вспомнил, что у "некоторых чиновников есть зуд, чтобы создавать бюрократические препятствия для предпринимателей в этой сфере", вероятно, имея в виду последние новости о возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников Госстройнадзора.

- Я предлагаю свою личную помощь тем, кто будет участвовать в этой программе, и буду по первому звонку оказывать помощь. Если буду жив и здоров, всегда беру трубку, - напутствовал он присутствующих.

Губернатор Александр Дрозденко наоборот, заметил, что, по мнению министра строительства Ирека Файзуллина, существующая в Ленобласти программа по привлечению инвесторов является лучшей в России.

Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский рассказал, что в его власти отдать два участка "тем, кто готов вписаться" в Ковалево и три участка в Новодевяткино и в Буграх. "Это те, что ранее, буду прямо говорить, были у нас украдены", - заметил он. Также добавил, что идет работа по переводу части земель под те же цели с бывшего Ржевского полигона.

Борис Марков тут заметил, что готов помогать по первому звонку и Низовскому, и будет брать на него трубку 24 часа в сутки. "Вот видите как, и земли есть. Мы вместе сдвинем эту проблему", - снова пообещал прокурор. 

Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин напомнил о существовании рабочей группы, и согласно одному из его решений, до 10 июля Всеволожский район должен предоставить список земельных участков, которые можно передать инвесторам. Ранее чиновник сообщал, что инициативы от муниципалов по этому поводу как раз нет. 

После скучного доклада председателя КУГИ Андрея Карельского, суть которого свелась к перечислению объектов, по которым уже были выданы преференции, Борис Марков тоже взял слово:

- Вот вы так монотонно говорите, а сегодня должны выйти и сказать: дорогие друзья, товарищи, я по такому адресу нахожусь и могу помочь этим, этим и этим, - остался недоволен этим выступлением прокурор. 

Карельский ответил, что на самом деле он со всеми общается, причем, живо, но уж жизнь порой заставляет углубляться в бюрократию.

Вице-губернатор Михаил Москвин, выйдя к трибуне, внял совету прокурора.

- Уважаемые товарищи, мой кабинет 213, мой телефон знают все, отвечаю 24 часа в сутки, - то ли решил показать свое чувство юмора, то ли отделиться от толпы, он.

Кстати, насчет телефонов Москвин единственный говорил правду. В отличие от него, и Борис Марков, и Андрей Карельский, судя по опыту 47news, презирают мобильные как инструменты связи. 

Сидящих перед ним девелоперов он отметил добрым словом, признав, что все, как могут, помогают дольщикам.

"Не все застройщики вовлечены в процесс, некоторые дважды-трижды, "Мавис", "ПИК", "Ленрусстрой", "Евроинвест", "Полис". Большая часть застройщиков уже охвачена, и процесс уже реализуется. По земле здесь абсолютно правильно, если бы была земля, можно было бы охватить из других регионов. Вот, например, "Бонава", приходите, будем взаимодействовать", - сразу пошел в наступление он.

Сидящим в зале Москвин в очередной раз рассказал о недостроях, вкратце описав их ситуацию.

- Сейчас так молоточком: "Я беру этот объект". Вон Еременко сейчас возьмет, - пошутил глава региона насчет владельца холдинга "Сетл групп" Ильи Еременко.

- Лучше двери выходные закрыть, - предложил Борис Марков.

Тут же прокурор показал знание строительной сферы.

-У нас не только эти объекты есть, а еще другие. И если дать информацию по ним, то к нам придут и выстроятся в очередь застройщики из других регионов. При той стагнации, что сегодня наблюдается в строительстве. И при том поражении, что мы терпим на этом фронте, мы наконец победим, и выйдем в плюс, - бравурно заявил он.

Москвин заметил, что уже есть примеры, когда застройщики из других регионов покупают готовый, но неоконченный бизнес в Ленобласти.

- Пока не поздно, соглашайтесь! Надо так сказать, да? - подытожил Борис Марков.

- Пока не поздно, соглашайтесь. При наличии земли, конечно, будет легче, - согласился вице-губернатор.

Михаилу Москвину прокурор не стал добавлять, что готов ответить на его круглосуточные звонки. Возможно, потому, что тот может и позвонить. 

Президент "Леноблсоюзстрой" Руслан Юсупов попытался, с его слов, посмотреть на проблему с двух сторон - и бизнеса, и чиновников. Он рассказал, что накануне ему позвонил Москвин и попросил "рассказать всю правду-матку", от чего он вроде как опешил. В выступлении Юсупов сообщил, что, к примеру, разочаровался в деятельности Фонда помощи дольщикам. Но отметил, что все девелоперы, присутствующие в зале, в той или иной степени много раз помогали в решении проблем обманутых дольщиков. Порой - по звонку.

- С одной стороны, у нас каждый застройщик приставлен к лопате кого-то спасать. Но тем не менее каждый раз мы находим способы, как еще раз задействовать застройщика, - отметил он. 

Говорил он много, но речь крутилась вокруг мысли о том, что сложно и чиновникам, и бизнесменам. Тем более, заметил он, и Дрозденко, и Москвин уделяют проблеме обманутых дольщиков очень много времени. 

Видимо, Марков усмотрел в выступлении Юсупова некий сговор, потому что молодой человек не мог в этом зале критиковать Москвина, слишком уж у них сложились отношения.

- Когда вы сказали, что будете говорить правду, я уже достал ручку. Правду-то вы говорили, но не всю. Предлагаю вам обратиться к деталям и обратить наше внимание на детали, - предложил ему прокурор.

Насчет деталей Михаил Москвин объяснил, что у компании "Русь", достраивающей дом в Гатчине, возникла проблема в продлении разрешения на строительство. А решать пришлось через зама Маркова, хотя, вроде как ситуация не стоила таких усилий. Или вспомнил владельца "ЛенСпецСтроя" Дмитрия Астафьева, который, выйдя из СИЗО, начал мешать потенциальному застройщику, компании "Мавис", подав на него в суд, требуя доказать состоятельность девелопера.

- Чем вам мы можем помочь? Мы можем помочь гражданину А., - обратился Борис Марков к представительнице "Мависа".

В этом месте снова все засмеялись.

 - Ваш выбор, - ответила та.

Еще один способ решения проблем прокурор нашел в прошлом. 

- Раньше вот была долговая яма. Средство, может, не комфортное, но пока проблема не решалась, человек находился в яме, - то ли в шутку, то ли всерьез предложил он.

- Тогда в Ленобласти можно котлован рыть, - вроде как испугался Дрозденко.

Вопросов у крупного строительного бизнеса ни к кому из президиума не было.

Тогда Борис Марков пригласил всех к себе.

- Каждый первый вторник принимаем всех предпринимателей, а в среду - всех дольщиков. Приходите, - предложил он.

После совещания я подошла к Маркову.

- Борис Петрович, ну вы же никогда трубку не берете, что ж вы вводите людей в заблуждение. По крайней мере на нас, журналистов, - уточнила я.

- А я не беру и не буду этого делать, - прошагал собеседник подальше.

На том и разошлись.

Юлия Гильмшина,
47news