Выборг для яхтенного туризма откроют навряд ли. Но новый пункт пропуска под лодки за год построят под Высоцком. Хотя до больших судов там метров 40.

В Ленинградской области 24 апреля открыли навигацию для маломерных судов. Но пока всё идёт к тому, что наши яхтсмены этим летом, как и прошлым, будут блуждать по родным камышам Финского залива. В теории возможность совершить небольшой вояж под парусом из Финляндии в Россию и вспомнить, как было, есть. Так с 15 апреля по 31 мая россиянам разрешается въезд в Суоми "с целью вывоза и транспортировки маломерных прогулочных судов". Это означает, что если у жителя Петербурга, Выборга или Соснового Бора зимой лодка хранится в Котке и Хамине, то он может въехать к соседям, а дальше по морю перегнать своё плавстредство в родные воды.

Вот и вся международная регата со старой проблемой. Ленобласть не имеет ни одного пункта пропуска для маломерных судов в Финском заливе. Три года назад для таможенного и пограничного оформления яхт закрыли Выборг, в прошлом году остановили шлюз № 5 Пялли, где проводили погранконтроль на Сайменском канале. Итого для маломерных судов остался только пункт пропуска на форте "Константин" в Кронштадте. Это — Большой порт Санкт-Петербург. О том, что этот вариант неудобен, особенно для иностранцев, писалось много.

Как стало известно 47news, в настоящее время, как альтернатива закрытому Выборгу, рассматривается проект создания участка морского пункта пропуска севернее порта Высоцк в проливе Транзунд, недалеко от одноимённой крепости. Идеологом проекта является выборгское НКО "Ассоциация развития водного туризма" (АРВТ). Согласно данным "СПАРК-Интерфакс", у ассоциации четыре учредителя: 32-летний Иван Немцов, 31-летняя Юлия Блинова, 47-летний Анатолий Мурачев, 59-летний Дмитрий Мушенко.

Согласно концепции, в год на "Транзунде" смогут оформляться до 500 яхт и маломерных судов в год, из них до 20 — с процедурой растаможивания. А это в своё время подразумевает склад временного хранения. Инфраструктура пункта пропуска будет состоять из двух понтонов (хаус-ботов), а может быть из баржи-площадки, где разместятся помещения для таможенного и пограничного контроля. Здесь же две линии секций понтонов с причалами-разделителями для постановки яхт и маломерных судов. На одной из линий, возможно, и поставят СВХ.

Непосредственно для размещения участка морского пункта пропуска использовать земельный участок не предполагается. Но рядом с ним планируется построить яхтенную марину. Она разместится не только на водном, но и на земельном участках, и будет отдельным проектом.

Проект "Ассоциации развития водного туризма" не предполагает софинансирование из федерального и регионального бюджетов. Если посмотреть на техническое описание причального комплекса будущего пункта пропуска и марины, то можно заметить, что его составные части аналогичны продукции, предлагаемой выборгским ООО "Маринпласт". Единственным владельцем компании является 56-летний Сергей Немцов, его и называют идеологом проекта. На момент выхода материала связаться с Немцовым-старшим 47news не удалось.

Председатель комитета Ленобласти по транспорту Михаил Присяжнюк, в разговоре с 47news подчеркнул, что полномочиями по организации пересечения государственной границы РФ наделены федеральные органы власти. Но подтвердил, что в связи с прекращением пограничного оформления яхт и маломерных судов в морском порту Выборг комитет совместно с инвестором "Ассоциация развития водного туризма" подготовили предложения о создании специализированного участка морского пункта пропуска "Высоцк" для маломерных судов и яхт. Предложения были направлены в департамент государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу Минтранса России.

"В настоящее время они находятся на рассмотрении. Возможность разработки и практической реализации проекта будет зависеть от полученных замечаний и предложений, в основном, по стоимости строительства и эксплуатации. По мнению комитета, при получении положительного заключения и отсутствии дорогостоящих требований к проекту он может быть реализован в 2022 году, — рассказал 47news Присяжнюк.

Как рассказал 47news петербургский яхтсмен Андрей Антонов, он знает о проекте "Транзунд". По его словам, найти подходящее место без обременений для нового пункта пропуска непросто. Но он не называет Высоцк подходящим

- Там пролив, а до судового хода, получается, 40 метров, но на судовом ходу нельзя маневрировать. А если туман? А если с моря идёшь усталый? Может так выйти, что пункт построят, а потом вынуждены будут запретить, потому что опять не безопасно, везде перевалка идёт, — сообщил 47news Антонов.

Он также отметил, что в составе инициативной группы из пяти человек проанализировал законодательство и написал в прокуратуру с просьбой разобраться, почему в порту Выборга яхтсменам невозможно оформиться. До 2018 года такая возможность была, но с приходом на местные причалы ООО "Порт Логистик" — исчезла.

В свою очередь, как рассказала 47news гендиректор ООО "Порт Логистик" Ольга Ансберг, как объект пункт пропуска через госграницу в порту Выборг продолжает работать, его никто не закрывал. Запрет на приём маломерных судов существует в постановлении правительства РФ № 1208 "Об утверждении требований по соблюдению требований безопасности для физлиц...". Согласно ему, у себя на выборгских причалах, в зоне транспортной безопасности "Порт Логистик" не может принимать этих самых "физиков".

"Постановление прямо нам это запрещает — использовать физлицам маломерные суда в акватории морского порта. Нарушать закон я не буду, тем более в такой сфере, как транспортная безопасность. Думаю, что самим яхтсменам необходимо инициировать принятие законов о порядке открытия и функционирования специализированных пунктов пропуска для частных маломерных судов, предлагать активно, какие правки стоит внести в законодательство. Понятно, что нужен отдельный порядок, отличающихся от регламентов для таких серьёзных объектов, как морские порты. Временный, сезонный, точечный, но специализированный", — рассказала Ольга Ансберг.

По словам энтузиастов движения, в настоящее время по яхт-клубам Санкт-Петербурга и Ленобласти распределено под 2,5 тысячи яхт, включая моторные катера, способные к международному плаванию. До остановки Выборга там оформлялись 100-150 лодок ежегодно, столько же в Кронштадте на "Константине". Там же ежегодно растаможивается примерно три десятка лодок. Примерно половина из них остаётся в Финском заливе, а остальная уходит на Волгу и в Москву.

Александр Калинин,
47news