Заказчик мощнейших в мире атомных ледоколов серии 22220 неправомерно пытался взыскать с Балтийского завода 733 млн рублей. Решение вступило в законную силу. Судебная кампания "Атомфлота" против петербургского производителя ледоколов состоит из шести процессов на 1,7 млрд.

Полный провал самого крупного иска ФГУП "Атомфлот" (входит в госкорпорацию "Росатом") к ПАО "Балтийский завод" вступил в законную силу 22 марта. В иске "Атомфлот" пытался взыскать с завода 733 млн рублей за просрочку в предоставлении копий подрядных договоров и спецификаций к ним по контрактам строительства двух первых ледоколов серии 22220 - "Арктика" и "Сибирь". Отказ в удовлетворении иска судья мотивировал с небывалой для юридического делопроизводства откровенностью, фактически прямым текстом назвав "Атомфлот" недобросовестным, а условия контрактов на строительство самых мощных ледоколов в мире — несправедливыми:

"Всю информацию Государственный заказчик получал заблаговременно и достоверно, знал о всех условиях заключаемых договоров путем участия в закупочных комиссиях.

Факт наличия несправедливого условия в договоре указывает на недобросовестное поведение сильной стороны… Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Применяя к слабой стороне такое условие договора, сильная сторона злоупотребляет своим правом…" — написано в мотивировочной части решения.

22 же марта Арбитражный суд Мурманской области зарегистрировал еще один иск "Атомфлота" к Балтийскому заводу на 57 млн рублей. Содержание претензии пока не опубликовано, но на сегодняшний день "Атомфлот" инициировал уже шесть судебных процессов против Балтийского завода с общей суммой претензий более чем в 1,7 млрд. Два предыдущих иска общей стоимостью в 700 млн рублей датированы 1 марта в Арбитражном суде Москвы, который пока не начал рассматривать их по существу.

Как ранее писал 47news, суть претензий по всем искам заключается во взыскании просрочек по формальным пунктам контрактов о строительстве атомных ледоколов серии 22220 "Арктика" и "Сибирь".

"Атомфлот" пытается взыскать с завода неустойки за несвоевременно предоставленные документы из расчета 1 млн рублей за день просрочки.

В трех случаях, когда дела уже рассмотрены, суд фактически встал на сторону петербургских судостроителей. В первых двух исках суммы требований судом снижены со 139 млн и 94 млн рублей до 100 тысяч, в удовлетворении иска на 733 млн вовсе отказано. Все три вынесенных решения вступили в законную силу.

Обращает внимание, что "Арктика" заложена в ноябре 2013 года, в июне 2016-го спущена на воду, а в эксплуатацию ее должны были ввести в 2017 году. Фактически это случилось 21 октября 2020 года. Таким образом, просрочка при строительстве флагмана серии 22220 составила три года.

Ледокол "Сибирь" заложен в мае 2015 года и в сентябре 2017-го спущен на воду. Сроком его сдачи стал 2021 год, и деловые СМИ называют этот срок "сдвигом на два года".

Суммарная просрочка сдачи обоих ледоколов может составить 5 лет, но "Атомфлот" почему-то не требует за это от Балтийского завода 1,8 млрд рублей в соответствии с любимой им калькуляцией "миллион за день просрочки". Претензии сводятся к не вовремя согласованной бумаге и несвоевременно представленным копиям договоров.

Справка:

Непубличное акционерное общество "Балтийский завод", по данным системы "СПАРК-Интерфакс", на 97,79% принадлежит государственной "Объединенной судостроительной корпорации".

Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным "Росатому" ФГУП "Атомфлот".

Головной ледокол "Арктика" был в этом октябре передан "Атомфлоту", после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы "Сибирь" и "Урал" уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледокол "Якутия" заложен 26 мая 2020 года, пятый ледокол серии 22220 "Чукотка" обещают заложить 18 декабря.

В ноябре "Балтийский завод" сдал "Росморпорту" один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире - "Виктор Черномырдин" (серия 22600).